Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Жилищное право - Ипотека и арендное жильё программа

Ипотека и арендное жильё программа

Ипотека и арендное жильё программа

Проект «Ипотека и арендное жилье»

» Дата:17.07.2020

Автор статьиЮристНаписано статей177 В ближайшем будущем правительство направит усиленное внимание на программы и проекты, цель которых – улучшить условия проживания людей. К ним относится проект «Ипотека и арендное жилье», который будет действовать до конца 2021 года. Данный проект получил согласование и утверждение со стороны представителей исполнительной власти.

Если до 2021 года проект покажет достойную реализацию и выполнение поставленных целей, то действие программы могут продлить до 2025 года. Проект разработан для улучшения и изменения условий проживания граждан РФ – на обеспечение людей комфортным, доступным по цене жильем, необходимым коммунальным обслуживанием.

Варианты достижения цели – повышение темпов ввода жилья и увеличение спроса на него. Цели проекта различны в зависимости от предпочтений конкретных людей – проживание в личной квартире или арендованной. В процессе создания проекта сформулированы:

  1. паспорт проекта, предусматривающий особенности финансового обеспечения, которые рассортированы по источникам средств и годам;
  2. цели и задачи, поставленные для улучшения и изменения условий проживания людей;
  3. планируемые сроки;
  4. главные этапы воплощения проекта в жизнь;
  5. планируемые результаты.

В проекте рассматриваются возможные риски и способы по их предотвращению.

К таким рискам относятся следующие.

  • Наличие конкурентов в виде теневого сектора аренды жилья, условий для бесплатной приватизации квартир по договору соцнайма. Для решения этой проблемы планируется изменить законодательство РФ.
  • Незаинтересованность возможных инвесторов в однотраншевых ИЦБ с поручительством АИЖК. Способы предотвращения следующие: разработка регуляторных изменений и иные варианты увеличения привлекательности ИЦБ.
  • Отсутствие регуляторных изменений или их задержка. Для предотвращения этой ситуации планируется создание рабочих групп, участники которых будут согласовывать изменения в законодательстве РФ.
  • Ухудшение макроэкономических условий, повышение ключевой ставки, стоимости фондирования – что в итоге приведет к незаинтересованности людей в жилье и ипотечном кредитовании. К способам предотвращения такой ситуации относятся следующие: непрерывное отслеживание условий внешней среды, оптимизация и актуализация разработанных программ, разработка для людей возможностей льготного ипотечного кредитования.

Также воплощение проекта в жизнь предусматривает ряд возможностей:

  1. рост объемов ипотечного кредитования и ИЦБ;
  2. оптимизация макроэкономической ситуации, что заинтересует граждан в ипотечном кредитовании.

В 2021 году планируется ввести в использование 100 000 000 квадратных метров жилья, выдать 1 200 000 ипотечных кредитов. Это будет достигнуто следующими способами:

  1. разработка электронного ипотечного интернет-рынка;
  2. выполнение пилотных проектов по возведению арендных объектов недвижимости.
  3. ввод в использование 20,4 млн м2 жилой собственности;
  4. использование 13 500 га федеральных территорий для организации строительства;

В итоге проект должен привести к уменьшению кредитных ставок до 7-8% (по сравнению с текущими 9,75%).

Каждый год люди будут оформлять до 2 млн ипотек по сравнению с текущими 1,2 млн.

Каждая вторая семья в России сможет позволить себе оформить ипотеку. Те люди, которые не планируют приобретать ипотечные квартиры и дома, смогут воспользоваться новыми возможностями аренды. Строительство арендных домов получит финансовое обеспечение со стороны ПИФов. До окончания действия программы уполномоченные лица намерены привлечь в подобные ПИФы до 65 млрд рублей.

До окончания действия программы уполномоченные лица намерены привлечь в подобные ПИФы до 65 млрд рублей. Любители аренды получат экономичное решение проблемы, а розничные инвесторы будут обеспечены выгодными инвестиционными инструментами.

План проекта содержит направления, затрагивающие оптимизацию строительства объектов недвижимости, а также улучшение ипотечной и арендной сфер рынка. Каждое направление отличается конкретными этапами, значимыми моментами проекта, датами, к наступлению которых запланированные работы необходимо осуществить. В паспорте определен бюджет с 2017 по 2021 годы.

С федеральных бюджетных средств планируется использовать 80 000 000 рублей, с бюджетных средств субъектов РФ – 34 400 000 рублей, а со средств АИЖК, инвесторов, кредиторов и граждан – 15 819 400 рублей. Применение средств с местных бюджетов не запланировано. Нагрузка ляжет на кредиторов, инвесторов, АИЖК и граждан.

Предполагается, что развитие ипотечного рынка должно привести к таким результатам:

  1. появится электронная закладная, что также упростит программы кредитования.
  2. банки получат одинаковый доступ к продолжительному финансовому обеспечению ипотек через эмиссию ипотечных ценных бумаг;
  3. разработка и внедрение системы кредитования уменьшит траты времени;

В процессе развития рынка аренды планируемые результаты включают в себя:

  1. воплощение пилотных проектов по разработке арендных объектов недвижимости.
  2. внедрение проверенных общемировых практик в области налогового стимулирования и в иных рассматриваемых сферах;
  3. разработка Единого института развития с целью контроля над ПИФами в процессе воплощения в жизнь коллективного инвестирования;

Эксперты вынесли мнение по поводу перспектив ипотеки и арендного жилья. Согласно опросам, до 7 млн россиян готовы арендовать жилье.

Спрос на него есть, но если реальные доходы людей начнут повышаться, то население обратит внимание на объекты недвижимости получше.

До 7 млн россиян могут взять квартиры в аренду, если ставка по ипотеке будет уменьшаться до 8%. В 2018 году в России появилось только несколько арендных домов – для удовлетворения спроса этого недостаточно. При этом ипотека и покупка вторичного жилья требует значительных финансовых вложений, что не позволяет людям с их текущими доходами себе это позволить.

Вряд ли в сфере приобретения квартир и домов в собственность произойдет рывок. Ипотечная ставка стимулирует жилищный рынок, увеличивает ввод жилья, однако небольшие доходы ограничивают возможности людей.

До 2021 года годовые темпы увеличения роста реальных доходов будут не более 1,5%. По прогнозам экспертов, не менее 30 тысяч арендных договоров в год должны заключаться.

Молодые семьи, военные, сотрудники полиции и соцработники вправе претендовать на арендное соцжилье, дотируемое средствами государства.

Сегодня объем арендного жилья – около 240 кв. м (7% от жилищного фонда). В России спрос на арендные квартиры есть: аренда предполагает упрощенное заселение, поскольку покупать такие объекты недвижимости в собственность не нужно.

При этом ставки по аренде зависят от ипотечных ставок.

Если ипотечные ставки уменьшаются, то и стоимость аренды становится более доступной. В то же время эксперты сообщают о наличии 2 проблем.

  • Если реальные доходы людей начнут улучшаться, то граждане станут чаще оформлять ипотеку, намереваясь приобрести качественное жилье. В связи с этим может возникнуть проблема с ненужными арендными домами. Возводимое жилье должно быть добротным – иначе при снижении спроса продать его на рынке не получится.
  • Некачественные квартиры. В Москве проводился эксперимент, по итогам которого многие остались недовольны качеством жилья, однако небольшие доходы людей не позволяли им приобрести ипотечные квартиры, состояние которых лучше.

Раньше рынок аренды в РФ стоял на месте, внимание уделялось жилищной собственности. Люди убеждены, что аренда – временное, неустойчивое явление, а личная собственность – это надежность. Это объясняется тем, что основная часть арендного жилья – в теневом нерегулируемом секторе экономики страны.

Часто владельцы сдают квартиры и комнаты без подписания договоров, и жильцы не имеют законных способов защиты имущественных интересов. Если властям удастся создать рынок арендного жилья по доступным ценам, то население не откажется арендовать его у государства или официальных уполномоченных компаний. И ставку необходимо сделать на новых технологиях, бизнес-моделях.

Активизация сферы строительства направлено на достижение таких задач:

  1. возведение домов в центрах крупных городов РФ;
  2. обеспечение инженерной инфраструктурой земельных наделов, где организовано строительство;
  3. предоставление из федеральных бюджетных средств 20 млн рублей каждый год на выполнение желаемых задач.

В ходе реализации проекта будут построены доходные дома – жилые многоквартирные дома, которых запланировано сдавать в аренду людям, не желающим оформлять ипотеку.

В российских регионах уже составлена правовая база для строительства подобных домов, а в некоторых областях подобное жилье уже есть.

Власти планируют создание жилья, стоимость аренды которых будет ниже, по сравнению с рыночными ценами на вторичку. Если же этого добиться не удастся, и привлекательность проекта для инвесторов будет низкой, то смысл в осуществлении проектов исчезнет.

Также власти разрабатывают пилотные проекты на основе частно-государственного партнерства. Если частный сектор получит муниципальную или региональную поддержку, то удастся организовать строительство жилья, стоимость которого оптимальна и для жильцов, и для инвесторов. Возведение и ввод в использование доходных домов вызывают вопросы у экспертов.

Возведение и ввод в использование доходных домов вызывают вопросы у экспертов. Предполагаемые арендаторы – это люди, у которых нет финансовых средств взять жилье в ипотеку, которые не могут доплачивать за аренду выше рыночной стоимости.

В результате государству, региональным или муниципальным органам потребуется решать вопрос с поддержкой инвесторов возведения доходного жилья.

Заказчик – Минстрой России, руководитель которого – гендиректор АИЖК.

Воплощение задач проекта в жизнь происходит через АИЖК. Акционерное общество занимает федеральные, региональные и локальные земельные наделы под строительство, привлекает инвестирование различными способами – включая эмиссию ипотечных ценных бумаг.

АИЖК – главный инвестор при реализации арендного жилья.

АО применяет инструмент коллективного инвестирования.

Финансы АИЖК – важный источник внебюджетного обеспечения работы. Впоследствии вероятны обновление и актуализация задач, направлений работы АИЖК.

Итак, АИК – исполнитель поставленных задач.

Государство определило перед акционерным обществом задачи и выдало инструменты, посредством которых в установленные сроки уполномоченные лица достигнут цели проекта. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Самым динамичным рыночным сегментом в сфере недвижимости считается аренда квартиры. Сделки заключаются от нескольких Оформление в собственность квартиры в новостройке по ДДУ предоставляет покупателю возможность стать официальным и Переуступка ипотеки на квартиру – смена владельца жилища и лица, выплачивающего долг за него.

Налоговый вычет за ремонт квартиры в новостройке позволяет заявителю вернуть 13% за отделку и Бесплатная юридическая консультация: Москва и область: Санкт-Петербург и область: Федеральный номер: © 2021 Все о недвижимости

Законодательная база Российской Федерации

Программы и проекты, направленные на улучшение жилищных условия россиян, будут оставаться в фокусе правительстве в обозримой перспективе.

До 31 декабря 2021 года действует приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье». Он согласован и утвержден на всех уровнях исполнительной власти. Руководит проектом генеральный директор АО «ДОМ.РФ» Александр Плутник, а ДОМ.РФ в качестве Единого института развития в жилищной сфере является основным исполнителем ключевых мероприятий.

Проект должен улучшить жилищные условия россиян и обеспечить наличие платежеспособного спроса на жилую недвижимость. В зависимости от предпочтений граждан – собственность или аренда — дифференцируются цели проекта. Желающим приобрести собственное жилье проект обещает в 2018 году как минимум один миллион ипотечных кредитов.

Для удовлетворения потребностей почти 6 млн потенциальных арендаторов в текущем году проект предусматривает не менее 15 млрд. рублей для строительства жилья под коммерческую аренду. Формирование ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг, согласно проекту, обеспечит доступность ипотеки и снизит финансовых риски для граждан.

ИЦБ с поручительством АО «ДОМ.РФ» станут основой долгосрочного и недорогого финансирования ипотечных кредитов. В результате граждане получат более низкие процентные ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений. Этот процесс называется секьюритизацией.

Для его развития проект предусматривает перевод ипотеки в электронный формат. Уже к концу 2018 года весь цикл обслуживания заемщика от выдачи кредита до регистрации недвижимости будет доступен онлайн.

Внедрение электронного документооборота к тому же позволит снизить затраты на выдачу и рефинансирование ипотеки, что опять же ведет к снижению процентных ставок.

Для тех, кто не планирует покупать недвижимость, проект предусматривает новые возможности цивилизованной аренды.

При помощи паевых инвестиционных фондов будет финансироваться строительство арендного жилья, в том числе апартаментов. На момент завершения проекта планируется привлечь в такие ПИФы до 65 млрд рублей. Помимо практичного решения для сторонников съемного жилья они станут инвестиционным инструментом для розничных инвесторов.

Обеспечение граждан качественным, комфортным и доступным собственным или арендным жильем потребует нового подхода к девелопменту. Государство готово помочь застройщикам путем вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых федеральных, региональных и муниципальных земель. Создание за счет государства и конкретно ДОМ.РФ необходимой инфраструктуры на вовлекаемых земельных участках снижает финансовую нагрузку на застройщиков и гарантирует низкие цены на жилье для покупателей.

Ожидаемые результаты проекта «Ипотека и арендное жилье» озвучены российским президентом. Ставки по кредитам снизятся до 7-8% с нынешних 9,75%.

Ежегодно будет выдаваться до 2 млн ипотечных кредитов против сегодняшних 1,2 млн. Ипотека станет доступной каждой второй российской семье – сегодня 40% россиян могут позволить себе ипотечный кредит.

«Паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» (утв.

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 19.10.2016 N 8)

Утвержденпрезидиумом Советапри Президенте Российской Федерациипо стратегическому развитиюи приоритетным проектам(протокол от 19 октября 2016 г.

N 8)ПАСПОРТ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ИПОТЕКА И АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ» 1.

Основные положенияНаименование направленияИпотека и арендное жильеКраткое наименование проектаИпотека и арендное жильеСрок начала и окончания проекта01.11.2016 — 31.12.2020КураторИ.И.

Шувалов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской ФедерацииСтаршее должностное лицо (СДЛ) <*>-Функциональный заказчикМ.А.

Мень, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской ФедерацииРуководитель проектаА.А. Плутник, Генеральный директор акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»Ключевые участники проектаМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской ФедерацииМинистерство финансов Российской ФедерацииМинистерство экономического развития Российской ФедерацииФедеральное агентство по управлению государственным имуществомФедеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографииОрганы исполнительной власти субъектов Российской ФедерацииБанк РоссииАО «АИЖК» 2.

Содержание приоритетного проектаЦель проектаУлучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья (ввод 88 млн кв. метров в 2018 году, 100 млн. кв. метров в 2021 году) и стимулирования спроса (выдача в 2018 году 1 млн. ипотечных кредитов, в 2021 года 1,2 млн. ипотечных кредитов, привлечение инвестиций в 2018 году в размере 15 млрд.
ипотечных кредитов, привлечение инвестиций в 2018 году в размере 15 млрд.

рублей в создание арендного жилья). План достижения показателей проектаПоказательТип показателяБазовое значение (2015)Период, год2017 год2018 год2019 год2021 год2025 год (прогноз)1.

Объемы ввода жилья, млн кв. метров ежегодноосновной85,38188941001201.1 В т.ч. объем ввода индустриального жильяаналитический50,146535965851.2 Площадь земельных участков, вовлеченных в оборот АО «АИЖК», гааналитический3200320033003400360040001.3 Годовой объем ввода жилья в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» аналитический05,55,254,7 -2. Количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, тыс.

шт. в годосновной7009211 0001 1001 2001 7002.1 Объем ежегодно выпускаемых ИЦБ с поручительством АИЖК, млрд руб.аналитический0501001502004502.2 Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, трлн рублей в годаналитический1,21,71,92,22,54,53. Объем ежегодного финансирования «пилотных» проектов по созданию арендного жилья и апартаментов, млрд руб.основной010152020404. Коэффициент доступности жильяаналитический2,72,62,52,52,42,3——————————— В соответствии с пунктом 4 протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проекта от 1 августа 2016 г.

N 1 в проекте федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2021 годов предусмотрено финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье» в объеме 20 млрд рублей ежегодно. Необходимо принятие отдельного решения о выделении средств на 2021 год. Результаты проектаРеализована программа АО «АИЖК» по вовлечению федеральных земель под жилищное строительство общей площадью более 13 500 га, расположенных внутри городов с численностью населения более 250 тыс.

человек.Обеспечен суммарный ввод жилья 20,4 млн.

кв. метров в рамках подпрограммы

«Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»

федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.Выпущены ипотечные ценные бумаги с поручительством АО «АИЖК».

Доля выпуска ИЦБ с поручительством АО «АИЖК» к концу 2021 года составляет не менее 40% всего выпуска ИЦБ.Ипотечный рынок переведен в электронный формат (к 2018 году создана возможность полного цикла обслуживания заемщика: от выдачи кредита до регистрации недвижимости).Реализованы пилотные проекты по созданию арендного жилья и апартаментов, в крупнейших городах России через механизмы паевых инвестиционных фондов. К концу 2021 года общий объем средств в таких ЗПИФН составляет 65 млрд. рублей. Описание модели функционирования результатов проекта 1.

Стимулирование строительства жилья:1.1. АО «АИЖК» реализует программу по вовлечению федеральных земель в центральных частях крупных городов (численностью свыше 250 тыс. чел.) (более 13 500 га) в жилищное строительство.1.2.

Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой на вовлекаемых земельных участках в полном объеме, что позволит уменьшить финансовую нагрузку на застройщиков и обеспечить низкие цены на жилье для граждан.1.3. Выделение средств федерального бюджета в размере 20 млрд.

рублей ежегодно на субсидирование строительства объектов инфраструктуры в рамках проектов развития территории, расположенных в границах населенных пунктов, что позволит обеспечить годовой объем ввода жилья порядка 5 млн. кв. метров. Указанный показатель определен исходя из средней стоимости строительства 1 кв.

метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений, и средней доли субсидируемых расходов на строительство автомобильных дорог, коммунальной и социальной инфраструктуры в размере 11,5% от общей стоимости жилья в рамках проектов.

Так как отбор проектов будет производится по соответствию определенным критериям, такой подход позволит создать не только качественное жилье в количественном выражении, но и комфортную среду проживания для граждан.

2. Развитие рынка ипотечного кредитования:2.1. Ипотечные ценные бумаги с поручительством АО «АИЖК» обеспечат банкам равный доступ к источникам долгосрочного финансирования ипотечных кредитов и инструментам управления кредитным риском (за счет обмена портфелей ипотечных кредитов на ценную бумагу с поручительством АО «АИЖК»).

За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков, граждане получат более низкие процентные ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений.2.2. Внедрение электронного документооборота (электронной закладной) на ипотечном рынке позволит снизить затраты на выдачу и рефинансирование ипотеки, сократить временные издержки участников и увеличить оборачиваемость средств, направляемых на ипотечное кредитование.

3. Развитие рынка арендного жилья:3.1.

Реализация пилотных проектов по созданию арендного жилья и апартаментов в крупнейших городах через механизмы паевых инвестиционных фондов (коллективные инвестиции).

Для этого АИЖК, как институт развития, будет использовать инструмент коллективных инвестиций на базе закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости (далее — «ЗПИФН»). АИЖК выступит в качестве якорного инвестора (пайщика) ЗПИФН и создаст дочернюю управляющую компанию — организацию Единого института развития для управления паевыми инвестиционными фондами. Оплата паев ЗПИФН будет осуществляться денежным средствами.

ЗПИФН смогут выступать в качестве соинвестора строительства жилья или апартаментов (на основании договора долевого участия в строительстве, заключаемого с застройщиком в соответствии с Федеральным от 30.12.2004 N 214-ФЗ), приобретать готовое жилье или апартаменты. Реализация таких проектов позволит отладить механизмы создания и финансирования арендного жилья, внести необходимые изменения в регуляторную среду.

Они позволят продемонстрировать потенциальным инвесторам наличие спроса на арендное жилье и апартаменты и экономическую эффективность, что позволит в дальнейшем масштабировать проекты.3.2. Проведение пилотных сделок по реализации паев ЗПИФН арендного жилья и апартаментов, создаст для граждан новый инструмент, позволяющий диверсифицировать инвестиционный портфель за счет добавления нового класса активов — арендного жилья и апартаментов. 3. Этапы и контрольные точкиNНаименованиеТип (завершение этапа/контрольная точка)Срок1.Проект инициирован (паспорт проекта утвержден)завершение этапа1 ноября 2016 г.2.Утверждение сводного плана проектазавершение этапа19 декабря 2016 г.Развитие жилищного строительства3.Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»завершение этапа19 октября 2016 г.4.Принято постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 — 2021 годы» контрольная точка31 декабря 2016 г.5.Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

N 1050контрольная точка1 апреля 2017 г.6.Принят федеральный закон, направленный на совершенствование порядка проведения единым институтом развития аукционов с земельными участками (в т.ч.

установление порядка проведения аукционов в электронной форме) и совершенствование правового регулирования деятельности жилищно-строительных кооперативовконтрольная точка1 апреля 2017 г.7.Принят федеральный закон, регулирующий залог паев жилищно-строительных кооперативов в целях создания условий для кредитования граждан-членов таких кооперативовконтрольная точка1 апреля 2017 г.8.Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.завершение этапа1 июня 2017 г.9.Подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство в целях упрощения комплексного освоения и реновации застроенных территорий, регистрации объектов жилищного строительства и коммуникацийконтрольная точка30 июня 2017 г.10.Разработан стандарт использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в федеральной собственностиконтрольная точка1 июля 2017 г.11.Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»завершение этапа19 октября 2017 г.12.Приняты поправки в законодательство с целью систематического информирования АО «АИЖК» о неэффективно используемых или неиспользуемых ЗУ в федеральной собственностиконтрольная точка31 декабря 2017 г.13.Подготовлена программа, направленная на обеспечение потребности российских граждан в жилье к 2025 годуконтрольная точка31 декабря 2017 г.14.Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

N 1050контрольная точка1 апреля 2017 г.15.Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.завершение этапа1 июня 2018 г.16.Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»завершение этапа19 октября 2018 г.17.Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
N 1050контрольная точка1 апреля 2017 г.15.Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.завершение этапа1 июня 2018 г.16.Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»завершение этапа19 октября 2018 г.17.Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

N 1050контрольная точка1 апреля 2021 г.18.Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.завершение этапа1 июня 2021 г.19.Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье»завершение этапа19 октября 2021 г.20.Внедрены лучшие мировые практики в области регулирования жилищного строительстваконтрольная точка30 августа 2021 г.21.Утверждение перечня субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства» федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050контрольная точка1 апреля 2021 г.22.Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков.завершение этапа1 июня 2021 г.Развитие рынка ипотеки23.Установлен риск-вес 20% для ипотечных ценных бумаг с поручительством АИЖК (внесение изменений в 139-И Банка России)контрольная точка31 декабря 2016 г.24.Организованы 2 пилотных сделки по выпуску ИЦБ с поручительством АИЖКзавершение этапа30 июня 2017 г.25.Приняты поправки в законодательство в части регулирования выдачи и обращения электронной закладнойконтрольная точка1 января 2018 г.26.Создана возможность полного цикла обслуживания заемщика в электронном формате (от выдачи кредита до регистрации недвижимости) и первые пилотные сделкизавершение этапа31 декабря 2018 г.27.Приняты поправки в законодательство в части раскрытия информации по выдаваемым кредитамконтрольная точка1 января 2021 г.28.Выдан первый кредит с использованием электронной закладнойконтрольная точка15 апреля 2021 г.29.Подготовка инфраструктуры к выдаче ипотечных кредитов с электронной закладнойконтрольная точка15 апреля 2021 г.30.Внедрены лучшие мировые практики в области ипотечного кредитованиязавершение этапа30 августа 2021 г.Развитие рынка арендного жилья31.Утверждены условия реализации программ и продуктов, направленных на реализацию проектов арендного жилья и апартаментовконтрольная точка31 марта 2017 г.32.Создана инфраструктура ЗПИФНконтрольная точка31 марта 2017 г.33.Первый пилотный проект арендного жилья сдан в эксплуатациюзавершение этапа1 октября 2017 г.34.Приняты поправки в законодательство в части снятия излишних ограничений и стимулирования арендного жильяконтрольная точка1 января 2021 г.35.Проведены пилотные сделки по реализации паев ЗПИФН арендного жилья и апартаментовконтрольная точка1 июня 2021 г.36.Подготовлены рекомендации по запуску фондов арендного жилья с учетом полученного опыта, в т.ч. документация для развития проектов арендного жилья с использованием проектов повторного применения.контрольная точка30 июня 2021 г.37.Внедрены лучшие мировые практики в области арендного жилья и апартаментов, в т.ч.

по налоговому стимулированиюзавершение этапа30 августа 2021 г.38.Сформированы активы ЗПИФН арендного жилья на 65 млрд рублейконтрольная точка31 сентября 2021 г.39.Отчет о реализации проектазавершение этапа15 ноября 2021 г.40.Завершена реализация пилотных проектов.

Принято решение о реализации проектов по строительству арендного жилья в городах-миллионниках.завершение этапа15 ноября 2021 г.41.Проект завершен. Итоговый отчет утвержден.завершение этапа31 декабря 2021 г.

4. Бюджет приоритетного проектаИсточники финансированияГод реализацииВсего2017201820192020Бюджетные источники, млн руб.Федеральные20 00020 00020 00020 000280 000Субъектов Российской Федерации8 6008 6008 6008 60034 400Местные00000Внебюджетные источники (средства АИЖК, инвесторов, банков, сетевых и ресурсоснабжающих организаций, населения), млн руб.3 883 9004 420 5005 010 0002 520 00015 819 400в т.ч.Выдача ипотечных кредитов1 700 0001 900 0002 200 0002 500 0008 300 000Финансирование «пилотных» проектов по арендному жилью10 00015 00020 00020 00065 000Финансирование инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры для жилищного строительства2 168 9002 500 5002 785 00007 454 400Итого3 912 5004 449 1005 038 6002 520 00015 933 800——————————— В соответствии с пунктом 4 протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проекта от 1 августа 2016 г.

N 1 в проекте федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2021 годов предусмотрено финансирование мероприятий по поддержке реализации приоритетных проектов по направлению «Ипотека и арендное жилье» в объеме 20 млрд рублей ежегодно. Необходимо принятие отдельного решения о выделении средств на 2021 год.

5. Описание приоритетного проектаСвязь с государственными программами Российской ФедерацииГосударственная Российской Федерации

«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323)Формальные основания для инициации Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

N 600

«О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

.Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета по вопросам развития строительной отрасли и совершенствовании градостроительной деятельности 16 мая 2016 г. деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 14 мая 2015 г.) (развитие рынка труда, развитие институтов социальной сферы). развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2021 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 г.

N 2242-р). развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 — 2018 годов (одобрены Советом директоров Банка России 26 мая 2016 г.)Ключевые риски и возможностиКлючевыми рисками реализации проекта являются следующие:отсутствие/задержка регуляторных измененийМероприятия по предупреждению наступления риска: создание рабочих групп с ответственными ФОИВами по согласованию изменений в законодательство Российской Федерацииухудшение макроэкономических условий (в т.ч. рост ключевой ставки и стоимости фондирования), как следствие сокращение спроса граждан на жилье и ипотеку.Мероприятия по предупреждению наступления риска: регулярный мониторинг внешней среды, корректировка основных программ и продуктов, реализация механизмов и условий льготной ипотекиотсутствие у потенциальных инвесторов спроса на однотраншевые ИЦБ с поручительством АИЖКМероприятия по предупреждению наступления риска: повышение привлекательности таких ИЦБ, в т.ч.

путем внесения регуляторных измененийвысокий уровень конкуренции со стороны «теневого» сектора аренды жилья, сохранение возможностей бесплатной приватизации жилья, предоставленного по договорам социального найма.Мероприятия по предупреждению наступления риска: внесение изменений в законодательство Российской Федерацииотсутствие финансирования мероприятий по обеспечению объектами инфраструктуры проектов комплексного развития территорииМероприятия по предупреждению наступления риска: изменение значений показателей реализации приоритетного проекта по направлению «Ипотека и арендное жилье»Основными возможностями реализации проекта являются:высокий потенциал роста объемов ипотечного кредитования и ИЦБ (текущий уровень по отношению к ВВП в разы ниже стран-аналогов)Мероприятия по реализации возможности: участие крупнейших ипотечных кредиторов в проведении сделок секьюритизацииулучшение макроэкономической ситуации (в т.ч. снижение ключевой ставки и стоимости фондирования), как следствие увеличение спроса граждан на жилье и ипотеку.Мероприятия по реализации возможности: пересмотр значений основных и аналитических показателей проектаДополнительная информация (предположения)Инвестиционный план ресурсоснабжающих организаций, утверждается без участия сторонних организаций, соответственно включение вовлеченных земельных участков в инвестиционная программу не зависит от участников проекта. <*> Объемы финансирования подпрограммы в 2018 — 2021 годах указаны согласно приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье», утвержденному Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.»; <*> Объемы финансирования в 2018 — 2021 годах указаны согласно приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье», утвержденному Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

В целях увеличения объемов ввода жилья в 2017 — 2021 годах будет осуществляться реализация приоритетного «Ипотека и арендное жилье», основным инструментом которого станет софинансирование за счет субсидий из федерального бюджета проектов массового жилищного строительства в части обеспечения их социальной и транспортной инфраструктурой в рамках «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 — 2021 годы». В целях увеличения объемов ввода жилья в 2017 — 2021 годах будет осуществляться реализация приоритетного «Ипотека и арендное жилье», основным инструментом которого станет софинансирование за счет субсидий из федерального бюджета проектов массового жилищного строительства в части обеспечения их социальной и транспортной инфраструктурой в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 — 2021 годы». «05 4 П1 00000 Подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой «Жилище» на 2015 — 2021 годы (приоритетный «Ипотека и арендное жилье»);

«Дом.РФ» намерен развивать социальную аренду жилья в России

Ипотека не позволяет улучшать жилищные условия семьям с невысокими доходами. Для решения этой проблемы необходимо создать новый инструмент государственной жилищной политики — социальное арендное жилье, считает глава «Дом.РФ» Фото: Елена Афонина/ТАСС Компания «Дом.РФ» готова заняться развитием социальной аренды жилья в стране.

Об этом заявил генеральный директор компании Виталий Мутко на рабочем совещании «Единой России» по вопросам развития жилищного строительства и повышения доступности жилья для граждан. Виталий Мутко напомнил, что к 2030 году количество семей, ежегодно улучшающих свои жилищные условия, должно увеличиться на треть: с 3,7 млн до 5 млн домохозяйств, а ежегодный объем строительства жилья вырасти на 50%, до 120 млн кв. м. По его словам, сейчас основным инструментом улучшения жилищных условий россиян является ипотека и различные льготные программы.

При этом ипотека не позволяет решить жилищный вопрос семьям с невысоким доходом.

Только 50% российских семей могут позволить себе обслуживание жилищных кредитов.

«Для решения этой проблемы необходимо создать новый инструмент государственной жилищной политики — социальное арендное жилье. В долгосрочной перспективе — до 10% от совокупного жилого фонда. Социальная аренда — это и возможная альтернатива для выполнения накопленных обязательств перед более чем 4 млн семей «очередников», решение проблемы ветхого и аварийного жилья», — сказал Виталий Мутко.

Социальная аренда — это и возможная альтернатива для выполнения накопленных обязательств перед более чем 4 млн семей «очередников», решение проблемы ветхого и аварийного жилья», — сказал Виталий Мутко.

Сейчас в портфеле «Дом.РФ» есть проекты в области коммерческой и корпоративной аренды.

«Мы готовы предоставить весь накопленный опыт и выступить надежным партнером и оператором такой программы»

, — отметил он. Кроме того, «Дом.РФ» разрабатывает программу развития индивидуального строительства и готова включиться в общую работу по этому направлению, добавил глава компании.

. Она поможет вывести из тени огромное количество сдаваемых квартир в стране.

Для создания агрегатора необходимо внести ряд законодательных изменений, которые могут быть подготовлены уже в осеннюю сессию в Госдуме.

Сама платформа может появиться уже в следующем году.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

О том, сколько стоит снимать у государства, на каких условиях, и как на этом можно заработать, рассказала управляющий директор АИЖК Ирина Балкарова в ходе VIII Финансового форума по недвижимости. «Уже сейчас 4 млн семей в России арендуют жилье.

Это 150 млн квадратных метров, почти 4% жилищного фонда. Квартиры часто снимают без договоров, в частном секторе, в обход бюджета. Права арендаторов по таким договорам не защищены», — заметила Балкарова.

Более того, согласно опросу, который провел ВЦИОМ, из 23 млн семей, которые хотят улучшить свои жилищные условия, 8 млн семей готовы арендовать жилье, заметила она. «Мы хотим показать людям, каким может быть стандартное арендное жилье. Показать инвесторам, что это выгодное вложение», — подчеркнула Балкарова.

Создание того самого фонда арендного жилья, о котором говорят вот уже 20 лет, началось со столицы — «города, в котором всегда есть спрос».

АИЖК приступил к реализации сразу нескольких проектов. Стартовыми стали «Лайнер» на Ходынском поле и MatchPoint в районе Кутузовского проспекта, которые вошли в закрытый паевой инвестиционный фонд «Кутузовский». «Лайнер» обещают заселить уже к лету.

Два дня назад было открыто бронирование «юнитов» — апартаментов в специализированном наемном фонде. По словам Балкаровой, на АИЖК обрушился шквал звонков от интересующихся.

Какая часть обращений увенчается договором аренды, будет ясно уже к лету.

Арендное жилье дешевле ипотеки Как отметила управляющий директор АИЖК, авторы проекта постарались создать максимально широкую «продуктовую линейку»: в наличии апартаменты от 25 до 84 «квадратов». Все «номера» типовые: сдаются с мебелью и техникой. Стоимость начинается с 36 тыс.

рублей в месяц. При заселении арендаторам придется оплатить первый месяц проживания и страховой депозит. В эту сумму входят круглосуточные консьерж и охрана. «Коммуналку» придется оплачивать отдельно, по счетчикам, согласно московским тарифам.

За дополнительную плату можно будет заказать уборку «номера».

Заезжать в апартаменты можно с домашними животными и детьми. Сроки договора варьируются от двух месяцев до нескольких лет, но, как призналась Балкарова, рассчитывают, в основном, на долгосрочные договоры — год-два.

На период аренды можно оформить временную регистрацию. В целом в портфеле АИЖК сейчас около 70 тыс.

«квадратов». Это три проекта в Москве.

Первый уже запущен. Остальные московские доходные дома будут открываться по мере готовности — в 2018-2019 годах. Что касается других регионов, Балкарова не стала уточнять, где именно реализуются подобные «пилоты» и в какой они стадии готовности. Другая сторона арендного вопроса — работа с инвесторами.

Долгое время вопрос создания фонда арендного жилья тормозился именно по причине нежелания инвесторов вкладывать деньги «вдолгую». На этот раз АИЖК решили привлечь других инвесторов.

«Все наши проекты мы реализуем через паевые инвестиционные фонды. Это значит, что под управлением государственной УК мы будем предлагать инвесторам, в том числе, частным лицам, новый финансовый продукт — паи такого фонда. Это инструмент, который позволит людям уже сейчас получать текущий доход от того, что недвижимость сдается в аренду, и участвовать в росте стоимости недвижимости», — заметила управляющий директор АИЖК.

Паи выставят на продажу уже в текущем году.

По словам Балкаровой, инвестору не обязательно будет иметь на руках сумму, сопоставимую с ценой покупки квартиры. Он может приобрести паи на ту сумму, которая у него есть: 100, 300 тыс. рублей, и получать доход не от одной квартиры, которую нужно еще выгодно сдать, а от диверсифицированного пула квартир.

Несмотря на интерес со стороны государства, застройщики к подобным проектам по-прежнему равнодушны. «Мы проанализировали обычную модель: взяли участок в 20 тыс. „квадратов“ и посмотрели, что будет, если построить на нем арендное жилье и жилье на продажу.

Доходность по жилью, даже на падающем рынке, — это 4 года, по аренде — 17 лет, — рассказала председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова.

— Очевидно, что инвестору выгоднее продавать жилье по себестоимости, чем с отрицательной доходностью пускаться в арендную историю.

Поэтому все, у кого на руках сейчас есть ГПЗУ с отметкой „жилая застройка“, никогда не будут строить арендное жилье». Покупать квартиры уже невыгодно По словам Цветковой, если государство ставит развитие рынка арендного жилья своим приоритетом, есть меры, которые позволят сделать продукт для застройщиков более инвестиционно привлекательным.

Например, освобождение от налога на землю или на имущество на первые годы функционирования арендного жилья. Снижение платежа за изменение вида разрешенного использования земли. А чтобы инвестор не распродал арендный фонд поштучно, нужно прописать в Жилищном кодексе понятие арендного жилья и закрепить там соответствующий запрет, считает представитель ассоциации.

Однако не все застройщики оказались столь категоричны. Участники дискуссии признали, что интерес к подобным проектам есть, поскольку рынок перенасыщен предложением, доходы от продажи жилья снижаются, а мобильность населения растет.

Разница доходности от продажи и аренды сокращается, и застройщики начинают рассматривать вопрос доходных домов куда серьезнее, чем раньше. Кроме того, как отметила Балкарова, застройщикам больше интересно участвовать в программах арендного жилья, продавая АИЖК часть своих объектов.

Таким образом они получают гарантированный объем реализации, не затаваривая рынок. «В части инвестиций здесь выгоднее приобретение паев.

Это другая экономика, другой тип инвесторов, который настроен на долгосрочный доход», — согласилась она. При этом Балкарова подчеркнула, что само понятие арендного жилья в Жилищном кодексе уже существует, и предусматривает запрет на продажу недвижимости по частям.

Есть продвижение и в части преференций.

Например, в Москве, в законе о налоге на имущество предусмотрены льготы по наемным домам. Однако, по мнению главы Константина Тимофеева, не стоит смотреть на арендное жилье с позиции доходности. «Может, стоило бы вернуться в те времена, когда арендное жилье было преимущественно ведомственным, поскольку, если руководствоваться соображениями окупаемости, то „двушка“ должна стоить не меньше 70 тыс.

рублей в месяц — сумма, вполне сопоставимая с ипотечным платежом за период, который позволяет выкупить жилье, а не только арендовать», — аргументировал он.

В то же время, как подчеркнул глава Минстроя Михаил Мень, в теории определить, насколько новый формат будет востребован инвесторами и арендаторами, сложно. Нужно пробовать. В частности, в ходу могут оказаться такие форматы как аренда с возможностью выкупа. Анна Семенец 23 сент. 2021 г.

г. 16:48 23 сент. 2021 г. г. 16:32 23 сент.

2021 г. г. 16:27 23 сент. 2021 г. г. 15:21 23 сент. 2021 г. г. 14:56 23 сент.

2021 г. г. 14:14 23 сент. 2021 г.

г. 13:38 23 сент. 2021 г. г. 13:32

Проект «Ипотека и арендное жилье» стал единственным документом по развитию рынка ипотеки и жилищного строительства

Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования до 2021 года, утвержденная в ноябре 2014 года, признана неактуальной. Соответствующее Постановление подписал Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев 26 июня 2017 года. Ранее президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 19 октября 2016 года утвержден паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье».

За его реализацию отвечают Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и АИЖК.

В рамках этого проекта сформулированы новые задачи, стоящие перед сектором ипотечного кредитования и жилищного строительства, с учетом современных реалий экономики и социальной сферы, международного опыта и практики развития жилищной сферы.

Стратегия включала в себя отдельные меры по развитию рынка ипотечного кредитования. Приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье» предусматривает комплексный подход, включающий в себя формирование цивилизованного рынка аренды, обеспечение застройщиков земельными участками, развитие рынка жилищного строительства и ипотечного кредитования.

Целью приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» является улучшение жилищных условий граждан России, обеспечение высоких темпов ввода жилья (ввод 100 млн кв.

м в 2021 году), стимулирование спроса (выдача 1,2 млн ипотечных кредитов в 2021 году), и реализации пилотных проектов арендного жилья и апартаментов.

Приоритетный проект предусматривает вовлечение под жилищное строительство более 13,5 тысяч га федеральных земель в городах с численностью населения более 250 тысяч человек.

Также будут реализованы пилотные проекты по созданию арендного жилья и апартаментов в крупнейших городах России с использованием механизмов коллективных инвестиций.

Приоритетным проектом предусмотрен совокупный объем инвестиций в размере 65 млрд рублей на период до 2021 года. Поддержка ипотечного кредитования будет сосредоточена на развитии инструментов секьюритизации и рефинансирования с использованием ипотечных ценных бумаг с поручительством АИЖК — планируется что к 2021 году не менее 40% от общего объема ипотечных кредитов будет выдаваться с применением этого инструмента.

Ипотечный рынок будет переведен в электронный формат: от выдачи кредита до регистрации недвижимости. Это позволит привлечь новых участников рынка, дополнительно нарастить объем кредитования и снизить расходы на выдачу и обслуживание кредитов и уровень процентных ставок для ипотечных заемщиков. Постановлением Правительства Российской Федерации № 746 от 26.06.2017 года также приведены в соответствие с актуальными задачами приоритетного проекта направления использования кредитной линии, предоставленной АИЖК государственной корпорацией Внешэкономбанк в сумме 14 млрд рублей.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+