Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Классификация мер административного принуждения

Классификация мер административного принуждения

Классификация мер административного принуждения

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификаций.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы: 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры административно-процессуального обеспечения; 4) меры административной ответственности. 1. Административно-предупредительные меры.

Применением принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п.

Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013)

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

// СПС «Консультант-Плюс».

См. также: Мартынов А.В. Функции административного надзора: понятие и виды // Право и государство: теория и практика.

2010. N 4. С. 73.; пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д.

Целью этих мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также охрана общественной безопасности См. также: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 N 19 (ред.

от 30.12.2011)

«О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

(вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // СПС «Консультант-Плюс». В.А. Мельников пишет:

«Предупредительные меры административного принуждения — это совокупность приемов и средств воздействия государства на субъектов права, заключающегося в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в целях предупреждения или выявления правонарушений; предупреждения наступления иных общественно опасных последствий, а также выявления угроз их наступления»

Мельников В.А.

Предупредительные меры административного принуждения: проблемы определения понятия и целей применения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. N 3 (26). С. 25. В соответствии со ст.

13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред.

от 03.02.2014) «О полиции» СПС «Консультант-Плюс». (далее — Закон «О полиции») сотрудникам полиции предоставлено право:

  1. — требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
  2. 2. Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок. Меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями Сурманидзе И.Н. К вопросу об административном пресечении // Журнал «Российское право в Интернете». 2009. N 5. С. 21.
  3. — и др.
  4. — патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка См. также: Приказ МВД РФ от 29.01.2008 N 80 (ред. от 11.03.2012) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») // СПС «Консультант-Плюс». Документ действует в части, не противоречащей Закону «О полиции».;
  5. — беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

Основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся: 1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в полицию и др.); 2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.); 3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.); 4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.); 5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.); 6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование действия лицензии и др.); 7) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Применение полицией физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия особая проблема, активно обсуждаемая в последние годы Мельников В.А. Проблемы правовой регламентации применения огнестрельного оружия как меры административного принуждения // Труды Академии управления МВД России. 2011. N 2. С. 12. Все авторы подчеркивают, что данное применение должно осуществляться лишь в строгом соответствии с законом.

2011. N 2. С. 12. Все авторы подчеркивают, что данное применение должно осуществляться лишь в строгом соответствии с законом. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определены в гл. 5 Закона «О полиции».

  1. 1) доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ);
  2. 3. В целях «пресечения административного правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления» Макарейко Н.В. Меры административно-процессуального обеспечения как форма административного принуждения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. N 3. С. 149. уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // СПС «Консультант-Плюс».:

административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст.

27.3 КоАП). Приказом МВД РФ от 05.05.2012 N 403 (ред. от 24.06.2013) «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ СПС «Консультант-Плюс».;

  1. 12) привод. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля (ст. 27.15 КоАП РФ) Приказ МВД РФ от 21.06.2003 N 438 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» // СПС «Консультант-Плюс».;
  2. 4) досмотр транспортного средства любого вида, т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.9 КоАП РФ);
  3. 11) арест судна, доставленного в порт Российской Федерации (ст. 27.14.1 КоАП РФ Ст. 27.14.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 207-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант-Плюс».). Арест судна, доставленного в порт РФ уполномоченными должностными лицами, осуществляется в соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ с учетом положений ст. 27.14.1 КоАП РФ. Судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17, ст.ст. 8.18 — 8.20 КоАП РФ, подлежит незамедлительному освобождению после внесения залога в порядке, предусмотренном ст. 27.18 КоАП РФ;
  4. 6) отстранение от управления транспортным средством. Осуществляется до устранения причины отстранения в отношении лиц, в отношении которых есть достаточные основания предполагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, чч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ (ст. 27.12 КоАП РФ);
  5. 9) задержание судна, доставленного в порт РФ (ст. 27.13.1 КоАП РФ Ст. 27.13.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 207-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант-Плюс».). Судно, доставленное в порт РФ уполномоченными должностными лицами, может быть задержано для выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17, ст.ст. 8.18 — 8.20 КоАП РФ;
  6. 8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ);
  7. 7) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 18.11.2013) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // СПС «Консультант-Плюс». Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ;
  8. 3) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ (ст. 27.8 КоАП РФ);
  9. 13) временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ) заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в т.ч. в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно См. также: ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консультант-Плюс».
  10. 2) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.7 КоАП РФ);
  11. 10) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия (ст. 27.14 КоАП РФ);
  12. 5) изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществления личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ в присутствии двух понятых (ст. 27.10 КоАП РФ). Изъятые вещи в некоторых случаях подлежат оценке в порядке, предусмотренном ст. 27.11 КоАП РФ;
Рекомендуем прочесть:  Служебное письмо образец 2020

Применение полицией отдельных мер государственного принуждения регулируется Законом «О полиции» особо (гл.

4), где подробно регламентированы такие меры: задержание (ст. 14), вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (ст. 15), оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (ст.

16), формирование и ведение банков данных о гражданах (ст. 17). 4. Административная ответственность-вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Законодательные основы административной ответственности — это система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность. Это, прежде всего, КоАП РФ. Административная ответственность — это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к правонарушителю карательных административных санкций Бахрах Д.Н.

Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. 2010. N 1. С. 23. Среди множества проблем в деятельности органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в центре внимания находится проблема обоснования и применения института обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов административных правонарушений.

Под институтом обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов производства по делам об административных правонарушениях в современных условиях следует понимать осуществление системой специально уполномоченных органов санкционированных национальным и международным правом мероприятий, направленных на охрану и защиту государственных интересов, прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и общественных интересов, которые прямо либо опосредованно участвуют, вынуждены участвовать в различных видах административных производств и на различных их стадиях: а) возбуждения дела об административном правонарушении; б) рассмотрения указанного вида дела; в) пересмотра постановлений и решений, принятых по делу; г) исполнения постановлений по рассмотренным делам; д) исполнения отдельных видов административных наказаний.

«Каждая названная стадия имеет, включает в себя совокупность различных действий, в ходе которых также должны обеспечиваться, соблюдаться права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц»

Глушаченко С.Б., Знаменщикова Н.Н.

Становление института обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан — субъектов производства по делам об административных правонарушениях // История государства и права.

2008. N 7. С. 34. Законом предусмотрены также процессуальные меры исполнения административных наказаний. Так, если лицо будет уклоняться от уплаты наложенного на него штрафа, штраф будет взыскан с него принудительно в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ Головко В., Бражников В. Исполнение административного наказания // Законность.

Исполнение административного наказания // Законность.

2008. N 3. С. 40. Рассмотренные выше и некоторые другие меры административного пресечения нередко одновременно выполняют функции процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. «Это меры двойного назначения: и административного пресечения, и административно-процессуального обеспечения.

В то же время и те и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения — административного наказания» Манжула А.А. Понятие административно-правового обеспечения общественного порядка // Современные проблемы науки и образования. 2013. N 2. С. 547.

Административное принуждение

Понятие и признаки административного принуждения.

2. Классификация мер административного принуждения. 3. Меры административного предупреждения.

4. Мероприятия административного пресечения. 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ – это особая разновидность государственно-правового принуждения, то есть определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лиц в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов в случаях совершения этими лицами противоправных деяний (в сфере отношений публичного характера) или в условиях чрезвычайных обстоятельств с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности. Признаками административного принуждения являются: – носит официальный, государственно властный характер, применение его осуществляется лишь от имени государства уполномоченными государственными органами и их должностными лицами в процессе реализации ими государственно властных полномочий, отсюда и возникает соответствующий характер принудительной деятельности.

Субъектами применения административно принудительных мероприятий являются, как правило, органы исполнительной власти. С целью привлечения граждан к охране общественного правопорядка государство может предоставлять определенным общественным формированиям (например, по охране общественного правопорядка и государственной границы) право применять административно принудительные меры воздействия к физическим и юридическим лицам по поручению государства в установленных законодательством случаях и, как правило, под государственным контролем; – множественность и разнообразие субъектов применения административно принудительных мер, в противовес моносубъектному характеру применения мер всех других разновидностей государственно-правового принуждения. Количество соответствующих субъектов постоянно изменяется; – многочисленность лиц, относительно которых осуществляется применение административно принудительных мер.

Среди них не только физические, но и юридические лица разнообразных форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе и органы государственной исполнительной власти, местного самоуправления; – отсутствие служебного подчинения между субъектами применения административно принудительных мер (активными участниками) и лицами, относительно которых осуществляется применение отмеченных мер (их можно назвать пассивными участниками соответствующих правоотношений, поскольку именно их поведение является объектом определенного влияния); – специфика юридически-фактических оснований применения. Наличие этого признака административного принуждения следует особенно выделить, поскольку оно является характерным лишь для этого вида государственно-правового принуждения.

А именно, для любых других видов государственно-принудительной деятельности единственным юридически-фактическим основанием является противоправное деяние и при его отсутствии не существует вообще правовых оснований для применения государственного принуждения.

Административно-принудительные мероприятия могут применяться как при совершении противоправных деяний, так и при наступлении особых условий, предусмотренных в законодательстве (эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций), когда соответствующие мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения тех или иных вредных (опасных) последствий, их локализации, а также для профилактики противоправных деяний; – многоаспектная целевая направленность административного принуждения. Оно предусматривает не только реакцию на правонарушение, но и их превенцию, прекращение, предупреждение и борьбу с чрезвычайными ситуациями.

Цель административного принуждения сложна, включает у себя несколько составляющих, а именно: предупредительно-воспитательную, пресекающую и карательную, которые детализируются в предупреждении, пресечении противоправных деяний и чрезвычайных ситуаций, локализации их последствий, создании условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности, обеспечении производства в делах о правонарушении, наказании, перевоспитании правонарушителей; — многовариантность внешних форм проявления административного принуждения – психическое или физическое влияние в виде ограничений личного, организационного, имущественного характера, то есть тех или иных неблагоприятных для лица последствий, которые достаточно разнообразны, что объясняется разнообразием отношений, которые охраняются с их помощью, целью, основаниями, компетенцией субъектов и тому подобное; – принудительный характер, на что указывает уже само название, то есть “принуждать” лицо, сознательно осуществлять те или иные действия, или же воздержаться от них, покорившись вопреки своим желаниям; Применение мер административного принуждения осуществляется преимущественно во внесудебном порядке, который еще раз подтверждает его название.

Невзирая на то, что некоторые административно принудительные мероприятия применяются исключительно судьями, подавляющее их большинство – прерогатива административных органов.

Процедура применения достаточно упрощена (не предусмотрены требования к осуществлению многочисленных процессуальных действий), оперативна (специфика оснований, субъектного состава применения, цели, обусловливают возможность немедленной реакции государства на появление соответствующих обстоятельств), экономна (существенных расходов не требуется).

Применение административно принудительных мер осуществляется в порядке, регламентированном административно процессуальными нормами, в пределах административного производства с соответствующей фиксацией результатов в правопименительных (юрисдикционных) актах; — правовой характер. Применение административно принудительных мер осуществляется на основе норм права (административного права).
Применение административно принудительных мер осуществляется на основе норм права (административного права).

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Традиционным в административно-правовой доктрине было и остается деление административно принудительных мер на средства физического и психического (психологического) влияния, которое встречается как в работах ученых-юристов XIX века, так и в современных научных источниках. Однако следует отметить, что такое деление нельзя считать совершенным, поскольку оно имеет ограниченный характер, оставляя за пределами классификации значительное количество мер (например, те, которые наделены влиянием организационного характера).

Вообще в правовой литературе выделяется несколько вариантов классификации мер административного принуждения в зависимости от избранного критерия.

До этого времени в литературе нет однозначного решения, какой критерий является основным, базовым.

Каждый научный работник избирает свой критерий и обосновывает целесообразность его использования. Традиционно выделяются такие критерии для деления мер административного принуждения: наличие административно-правовой санкции, способ охраны правопорядка, непосредственная цель применения, субъект применения, срок действия, территория действия, специфика процедуры применения и тому подобное.

Так, например, в зависимости от наличия административно-правовой санкции, меры административного принуждения можно поделить на: административные взыскания и другие меры принуждения, которые называются по-разному: меры административного обеспечения, административно-правовые меры социального принуждения, меры пресечения, которые фактически имели принудительную природу, но были лишены характера наказания.

В зависимости от непосредственной цели применения меры административного принуждения разделяются на: административные взыскания; меры административного пресечения; административно-возобновительные меры (российский ученый Д.М. Бахрах предлагает такую классификацию, у нас она также рассматривается). В зависимости от цели применения административно-правовой нормы, выделяются: административные взыскания, которые применяются при привлечении лица к административной ответственности; меры административного пресечения, которые используются для прекращения соответствующего правонарушения; меры процессуального принуждения, которые обеспечивают возможность определения факта правонарушения, установления личности правонарушителя, сбора всех необходимых сведений об административном проступке и составлении соответствующих процессуальных документов; возобновительные меры для возобновления правопорядка; мер административно-принудительного характера, которые применяются с целью прекращения правонарушений (также российские разработки).

В зависимости от цели применения административно-правовой нормы, выделяются: административные взыскания, которые применяются при привлечении лица к административной ответственности; меры административного пресечения, которые используются для прекращения соответствующего правонарушения; меры процессуального принуждения, которые обеспечивают возможность определения факта правонарушения, установления личности правонарушителя, сбора всех необходимых сведений об административном проступке и составлении соответствующих процессуальных документов; возобновительные меры для возобновления правопорядка; мер административно-принудительного характера, которые применяются с целью прекращения правонарушений (также российские разработки).

В зависимости от лица, относительно которого осуществляется применение административного принуждения, или же объекта влияния, принято выделять административно принудительные меры, которые применяются к физическим лицам, к юридическим лицам, а также смешанные. По срокам действия – те, которые применяются путем выполнения определенных разовых действий и не связаны со сроком, и такие, которые характеризуются длительностью действия, и тому подобное. (Обязательно читать) В то же время наибольшее признание получила классификация мер административного принуждения, предложенная М.І.

Еропкиним (советский российский ученый, один из разработчиков науки советского админ. права), а позже заимствована Ю.П. Битяком, , А.Т. Комзюком и В.К.

Колпаковим (это наши украинские ученые современники), в основу которой положено использование непосредственной цели применения мер и способа охраны правопорядка. Соответственно, принято выделять следующие группы мер административного принуждения: 1) меры административного предупреждения (предотвращения); 2) меры административного пресечения; 3) административные взыскания (меры ответственности за нарушение административно-правовых норм). 3. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ (ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ) Характерной особенностью этой группы мер административного принуждения является их профилактический (предупредительный) характер.

Они применяются для предупреждения, профилактики правонарушений, для поддержки правопорядка при чрезвычайных ситуациях, поскольку угроза общественным и личным интересам, причинение им вреда могут возникнуть не только в результате совершения правонарушения, но и в результате стихийного бедствия, действий душевнобольных и малолетних лиц и тому подобное. В большинстве случаев их применения противоправное деяние отсутствует, однако свобода действий правонарушителя ограничивается, административно принудительные меры применяются независимо от его воли и желания. Меры административного предупреждения (предотвращения)– это определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лица в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов с целью предупреждения, выявления противоправных деяний, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и локализации последствий чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, особенностью этих мер является то, что они: а) применяются при условии отсутствия противоправного деяния; б) применяются с целью предупреждения, выявления противоправных деяний, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Данная группа мер административного принуждения является самой распространенной, положения многих нормативно правовых актов определяют принципы их применения. К самым распространенным мерам административного предупреждения (предотвращения) можно отнести: – проверку документов; – осмотр (таможенный досмотр, переосвидетельствование, обязательный досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов, досмотр морских и речных судов и документов, досмотр лиц, которые работают на объектах с особым режимом); – исследование (как разновидность досмотра); – посещение предприятий, учреждений и организаций, земельных участков, вход в жилье и другие помещения граждан; – внесение представления об устранении причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений; – временное ограничение доступа граждан на отдельные участки местности (блокировка районов, отдельных сооружений и объектов) в случаях побега из-под стражи и задержания преступников, аварий на путях, при других чрезвычайных ситуациях, которые угрожают жизни и здоровью людей, во время проведения массовых мероприятий; – ограничение движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей (в связи с ремонтом путей, прокладкой коммуникаций, аварийным состоянием, пожарами, стихийным бедствием и тому подобное); – неоплатное использование транспортных средств и средств связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям с целью предотвращения вредных последствия стихийного бедствия других чрезвычайных ситуаций, для выезда к непосредственному месту события, для доставления в медицинские учреждения лиц, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и доставления их в милицию; – административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (в соответствии с положениями законов Украины от 1 декабря в 1994 г. “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, от 20 декабря 1990 г, “О милиции”); – ограничение прав граждан, связанных с состоянием здоровья (принудительный медицинский осмотр или принудительная госпитализация, проведение карантинных мероприятий, устранение лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, опасных для населения, от работы и другой деятельности, которая может способствовать распространению инфекционных болезней, обязательные медицинские осмотры, профилактические прививки, специальные мероприятия профилактического лечения в принудительном порядке социально опасных заболеваний и тому подобное).

4. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ.

Соответствующая группа мер административного принуждения характеризуется, в первую очередь, тем, что их применение обусловлено реальной противоправной ситуацией. Они направлены на прекращение (пресечение) соответствующей ситуации (поведения), установления личности нарушителя, обеспечение в последующем выяснения всех обстоятельств дела и применение к нарушителю административного взыскания.

Они не предусматривают своей целью наказания нарушителя. Следовательно, особенностями мер административного пресечения являются: – их применение связано с реальной противоправной ситуацией (поведением); – целью их применения является: прекращение (пресечение) противоправного поведения, предотвращение совершения новых правонарушений, обеспечение привлечения виновных лиц к ответственности, устранение вредных последствий нарушения; – срочный, безотлагательный характер.

Группа мер административного пресечения является достаточно неоднородной, многочисленной, поэтому в правовой науке принято распределять их на несколько подгрупп в зависимости от сферы применения: 1) меры административного пресечения общего назначения; 2) меры административного пресечения специального назначения.

Группа мер административного пресечения является достаточно неоднородной, многочисленной, поэтому в правовой науке принято распределять их на несколько подгрупп в зависимости от сферы применения: 1) меры административного пресечения общего назначения; 2) меры административного пресечения специального назначения. К мерам административного пресечения общего назначения следует отнести мероприятия, которые применяются многими субъектами в повседневной жизни. При этом эта подгруппа мер в зависимости от непосредственной цели их применения разделяется, в свою очередь, на: а) самостоятельные (оперативные) меры административного пресечения, применение которых обеспечивает оперативное решение поставленных заданий.

Это: – требование прекратить противоправное поведение; – приведение лиц, которые уклоняются от явки в разные государственные органы и учреждения, не выполняют обязательство появиться по вызову последних. Эти меры выполняют роль средства обеспечения выполнения соответствующего долга; – административное задержание, не связанное с осуществлением производства в делах об административных правонарушениях (лиц, которые выказали неповиновение законному требованию работников милиции, лиц, которые подозреваются в занятии бродяжничеством, несовершеннолетних в возрасте до 16 годов, которые остались без опеки; а также несовершеннолетних, которые совершили общественно опасные деяния и не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; лиц, которые уклоняются от выполнения постановления суда о направлении на принудительное лечение от хронического алкоголизма или наркомании; военнослужащих, которые совершили деяния, которые подпадают под признаки преступления или административного правонарушения и тому подобное); – взятие на учет и официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения относительно лиц, которые систематически нарушают общественный порядок, если эти нарушения являются незначительными по своему характеру и не влекут юридической ответственности; – остановка транспортных средств (в случае нарушения правил дорожного движения, имеющихся признаков, которые свидетельствуют о технической неисправности транспорта или загрязнения им окружающей среды, а также наличия данных о том, что он используется с противоправной целью); – изъятие образцов товаров для проведения экспертизы (например, санитарными врачами и их помощниками); – выселение в административном порядке лиц, которые самовольно заняли обитаемые помещения или таких, которые проживают в домах, которые могут обвалиться; – запрещение или остановка определенных работ или эксплуатации разных объектов (относительно транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения и тому подобное); б) меры обеспечения производства в делах об административных правонарушениях, направленные на создание необходимых условий для привлечения винного лица к административной ответственности.

В частности, это: – доставление нарушителя в милицию, общественный пункт охраны правопорядка, помещение исполнительного комитета поселкового, сельского совета, служебное помещение военизированной охраны; – административное задержание (принудительное кратковременное ограничение свободы действий и передвижения нарушителя) применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных в ст.

262 КПАП (мелкое хулиганство, злостное неповиновение, нарушение правил пограничного режима и тому подобное) и только уполномоченными органами на определенный срок; – личный досмотр и досмотр вещей; – изъятие вещей и документов (принудительное прекращение владения, пользования и распоряжения лицом, которое совершило административное правонарушение, определенным предметом или документом).

Изъятию подлежат вещи, которые являются орудиями или непосредственным предметом правонарушения или могут быть вещественными доказательствами по делу; – отстранение водителей от управления транспортными средствами и освидетельствование их на состояние опьянения (применяется, когда есть достаточные основания считать, что водитель находится в таком состоянии, осуществляются с помощью соответствующих мероприятий на месте или же в медицинских учреждениях).

К мерам административного пресечения специального назначения можно отнести меры, процедура применения которых отличается определенной спецификой (безотлагательная потребность применения для прекращения противоправных действий, опасных для жизни и здоровья людей), когда применение других мер не дало желаемых результатов, с конкретной направленностью этих мер на личность нарушителя, нанесение ему определенного физического вреда и даже с возможностью лишения его жизни.

Особенностями мер административного пресечения специального назначения является: — экстраординарный характер; – их применению предшествует предупреждение о намерении (что уже является средством административного пресечения осуществления соответствующих действий, хотя, если есть реальная опасность для жизни и здоровья человека, отмеченные мероприятия могут применяться и без предупреждения (внезапное или вооруженный нападение; нападение с использованием боевой техники; транспортных средств; летательных аппаратов; морских и речных судов; в случае побега из-под стражи с оружием или с использованием транспортных средств; побеги лиц, взятых под стражу, из транспортных средств во время их движения; а также для освобождения заложников); – их применение является прерогативой специализированных государственных органов; – применение других мер принуждения не дало желаемых результатов; – направленность мер непосредственно на лицо нарушителя с возможностью причинения ему вреда, в том числе и лишения жизни. К этой группе мер следует отнести: – меры физического воздействия (приемы рукопашного боя, разные виды единоборств (самбо, дзюдо, свободная борьба, бокс, и тому подобное), то есть средства непосредственного, так сказать, “мускульного” действия на противника, которые применяются с целью нейтрализации лица; – “специальные средства” (разнообразные технические средства воздействия на правонарушителя, а в некоторых случаях также на транспортные средства, с целью устранения противоправной ситуации.

Эти мероприятия можно разделить на 2 группы: средства активной обороны (резиновые и другие палки, наручники, приостанавливающие устройства, ручные газовые баллончики, патроны и тому подобное, бронемашины и другие транспортные средства, служебные собаки), средства обеспечения специальных операций; – огнестрельное оружие как крайняя мера, применение которой возможно лишь специализированными субъектами в четко определенных законодательством случаях (основания применения зафиксированы в ст. 15 Закона “О милиции” (для защиты граждан от нападения, которое угрожает их жизни и здоровью, а также для освобождения заложников; для отражения группового или вооруженного нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность; для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их; для задержания лица, которое застали при совершении тяжелого преступления и которое пытается убежать; для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, пытается убежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, что угрожает жизни и здоровью работника милиции; для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу для жизни и здоровья граждан или работника милиции), а также в ч.

2 ст. 15-1 Закона “О милиции” определенно, что в случае попытки лица, которое задерживается работником милиции обнажить огнестрельное оружие, приблизиться к нему, сократив при этом определенное им расстояние, работник милиции имеет право применить огнестрельное оружие. Некоторые меры административного пресечения могут применяться и как мероприятия административного предупреждения (осмотр, остановка транспортных средств, аннулирование разрешений и изъятие оружия у отдельных личностей, которые злоупотребляют спиртными напитками, принудительный привод, принудительное лечение, запрет на проведение определенных работ и тому подобное) благодаря комплексному правовому характеру, сочетанию профилактического и приостанавливающего потенциала.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+