Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Ответственность государственного служащего

Ответственность государственного служащего

Разновидности ответственности, которые применяются к государственным служащим

Как работает сервис Юридическая ответственность государственных служащих применяется по отношению к государственным служащим. Она состоит из всех известных видов юридической ответственности:

  1. материальной.
  2. уголовной,
  3. административной,
  4. дисциплинарной,

Иногда за материальные последствия может отвечать государственный орган, в котором служит работник.

Дисциплинарная ответственность представляет собой основной вид ответственности госслужащих в современном аппарате нашей страны по причине ее оперативного характера, непосредственности и возможности учитывать конкретную обстановку правонарушений, которые совершает компетентной в ситуации лицо – вышестоящий начальник государственного служащего.

ФЗ от 31.12.99 г. № 228-ФЗ «О выборах президента РФ» в ст.

16 «Статус члена избирательной комиссии» дается определение для непосредственного подчинения. Непосредственное подчинение включает служебные отношения подчиненного и руководителя, где руководитель обладает в отношении подчиненного властными (распорядительными) полномочиями.

Он обладает правом принимать и увольнять, в пределах должностных полномочий отдает приказы, распоряжения, дает указания, которые обязательны для исполнения, применяет поощрительные меры и меры дисциплинарного взыскания Этот ФЗ заменил Федеральный закон от 10.01.03 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», который уже не включает в себя рассмотренное определение.

Тем не менее, оно является важным с позиции выяснения иерархических отношений между органами и должностными лицами, используется для точной организации разрешения споров. Научные дискуссии были вызваны характером ответственности, когда ее применение происходит через суд: трудовая, служебная или административная.

Так, дисциплинарная ответственность представляет собой ответственность в соответствии с подчиненностью.

По существу, дисциплинарная ответственность — это повиновение установленному порядку. Сознательное исполнение собственных обязанностей в некоторых случаях предполагает неповиновение (например, неправомерный приказ). Основание ответственности в этом случае представлено дисциплинарным (должностным) проступком.

Также сюда можно включить должностные упущения и некачественные акты управления, которые издаются должностным лицом. В последующем они способны порождать иски граждан.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривал случай, когда территориальной Госналогинспекцией № 2 г. Костромы было направлено обращение в Арбитражный суд Костромской области.

Был предоставлен иск в адрес ИП Скрынник С.

А. о взыскании 10 тыс. руб. заниженного дохода, включая штраф в сумме заниженного дохода и недоимку в сумме подоходного налога. Местным арбитражным судом все требования инспекции были быстро удовлетворены, а Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установил, что в то время в действие уже вступил новый Налоговый кодекс. Он смягчал ответственность и применял ее к данному случаю таким образом: штраф необходимо признавать не равным заниженной налогооблагаемой базе, а лишь размеру в 20% от ее суммы.

Таким образом, для государственных служащих также характерно совершать ошибки, которые не всегда имеют определенный умысел. Тем не менее, подобные последствия действий должностного лица не всегда могут быть основанием для того, чтобы применять дисциплинарную ответственность. Помимо дисциплинарного проступка, особое основание для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей предприятия, включая его заместителей, представлено требованием представительного органа работников.

Его регулирует ст. 195 ТК РФ, которая предусматривает, что работодатель должен рассматривать заявление представительного органа работника о нарушении руководителем организации, его заместителями законных нормативных правовых актов, которые касаются труда, условий коллективного договора, соглашений.

Также в этом случае необходимо сообщать о результатах рассмотрения представительному органу. Если факты нарушений подтверждаются, то работодатель должен использовать в отношении руководителя или его заместителей дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения. Это может быть как широкая уступка профсоюзному движению, так и фикция, поскольку диспозиция статьи обладает абсолютно безразмерными формулировками, которые с легкостью попадают под субъективное толкование.

Дисциплинарные взыскания, которые предусматривает ст. 192 ТК РФ весьма лаконичны. Так, за совершение дисциплинарных проступков, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, работодатели вправе использовать несколько видов дисциплинарных взысканий:

  1. замечание;
  2. увольнение по определенному основанию.
  3. выговор;

Этой же статьей ограничивается возможность установить иные взыскания: «Федеральные законы, уставы и положения о дисциплине для отдельных категорий рабочих могут быть предусматривать и другие дисциплинарные взыскания.

Недопустимо использовать дисциплинарное взыскание, которое не предусмотрено ФЗ, уставом или положениями о дисциплине. Дисциплинарную ответственность госслужащего может определять н.

1 ст. 57 »Дисциплинарные взыскания» ФЗ № 79-ФЗ. В нем предусмотрено, что за совершение дисциплинарных проступков, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданскими служащими по их вине возложенных на них должностных обязанностей, представитель нанимателя вправе использовать следующие виды дисциплинарных взысканий:

  1. предупреждение о неполном соответствии должности;
  2. выговор;
  3. замечание;
  4. увольнение со службы в соответствии со специальными основаниям.
  5. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

Каждый дисциплинарный проступок влечет за собой использование лишь единственного дисциплинарного взыскания. Если сравнивать с видами взысканий, которые устанавливал предыдущий ФЗ № 115-ФЗ 1995 г., то там среди наказаний отсутствовал «строгий выговор», зато было включено наказание в виде освобождения от замещаемых должностей гражданской службы.

Список взысканий за правонарушения, которые вытекают из отношений госслужбы, не всегда соответствует списку дисциплинарных взысканий, которые закрепляет статья 192 ТК РФ. Это способно приводить к разграничению отношений госслужбы и отношений трудового найма в соответствии с Трудовым кодексом. Административной процедурой использования и снятия дисциплинарного взыскания (ст.

58 ФЗ № 79-ФЗ) дополнительно уточняется самостоятельность служебного нрава по сравнению с трудовыми правоотношениями. Законодательством предусмотрено, что до момента использования подобного взыскания представителем нанимателя требуется от гражданского служащего письменное объяснение, которому должна предшествовать служебная проверка.

Взыскание можно применять только непосредственно после того, как был обнаружен дисциплинарный проступок, но не позже 1 месяца со дня, когда он был обнаружен. В любой ситуации взыскание нельзя применять позже 6 месяцев со дня совершения проступка.

По результатам проверки финансовой и хозяйственной деятельности или проверки аудитором такой срок устанавливается на 2 года со дня. когда работник совершил дисциплинарный проступок.

Гражданский служащий обладает правом обжалования дисциплинарного взыскания письменно в комиссию органа государства по служебным спорам или в суд.

Особенность процедуры использования дисциплинарных взысканий к госслужащим заключается в проведении служебных проверок, которые регулирует статья 59 ФЗ № 79-ФЗ. Она специфична, поэтому представляет специальный интерес.

Служебную проверку проводят в соответствии с решением представителя нанимателя или заявлению гражданских служащих в письменном виде. Осуществляя служебную проверку, в полной мере необходимо объективно и всесторонне установить:

  1. факт совершения работников проступка;
  2. условия и причины, которые повлияли на совершение гражданским служащим проступка;
  3. вину гражданского служащего;
  4. размер и характер вреда, который был причинен служащим;
  5. обстоятельства, которые явились основанием для письменного обращения работника о проведении подобной проверки.

Проведение служебной проверки должно быть поручено подразделению государственного органа, занимающегося вопросами государственной службы и персонала при участии юридических (правовых) подразделений и выборных профсоюзных органов. Гражданский служащий, который напрямую или косвенно заинтересован в результатах проверки, не вправе принимать участие в осуществлении служебной проверки.

Более того, тот работник, по отношению к которому проводят служебную проверку, может временно отстраняться от замещаемой должности на гражданской службе на период служебной проверки. При этом за ним должно сохраняться на это время денежное содержание по замещаемой должности на гражданской службе.

Служебная проверка завершается не позже, чем через месяц с того дня, когда было принято решение о ее проведении. Ее заканчивают письменным заключением, где сформулированы обстоятельства и факты, которые были установлены в ходе проверки, включая предложения об использовании к служащему дисциплинарного взыскания или о невозможности его применения.

Ее заканчивают письменным заключением, где сформулированы обстоятельства и факты, которые были установлены в ходе проверки, включая предложения об использовании к служащему дисциплинарного взыскания или о невозможности его применения.

Заключение должно быть приобщено к личному делу работника, по отношению к которому была совершена служебная проверка. Что касается положительных качеств дисциплинарной ответственности, то они заключаются именно в оперативном характере ее использования. Ее сильнейшее моральное влияние на работника обусловлено оглаской в коллективе.

Среди недостатков можно выделить ведомственный характер, когда служащий приучается подчиняться своему руководителю и быть ему приятным, общество, ради которого работает государственный аппарат, не осведомлено о степени справедливости дисциплинарного наказания, включая сам факт их действия, публичной регистрации. При этом предложения Ю. Н. Старилова о том, чтобы принять Дисциплинарный кодекс всей государственной службы, а не только дисциплинарного устава отдельных отраслей, не способны изменить ее качеств, если в проект кодекса специально не будет заложена обязанность публикации сведений о дисциплинарных наказаниях госслужащих. Надеяться же на такие события нет оснований, поскольку в открытой публикации не существует информации об организациях на «свободном» рынке в РФ, как нет и сведений о фиксации движения капитала и возможности обществу убедиться в его не преступном характере.

В таких условиях нет надежды на другое развитие событий по отношению к дисциплинарной ответственности. Отрицательная сторона дисциплинарной ответственности заключается и в том, что часто правонарушения служащего может оставаться незамеченным его начальником, а иногда и совершаться вместе с ним.

А ничто так не разлагает общество и служащих, как отсутствие последствий, наказаний после совершения правонарушений.

Внешний в отношении к государственным служащим государственный орган административной юстиции в этой позиции является более беспристрастным, проводя унифицированную правоприменительную практику и не оставляя без внимания или логического завершения поступившие дела.

Дисциплинарная ответственность в Японии предусматривает лишь 4 вида взысканий:

  1. предупреждение.
  2. приостановка работы в должности,
  3. сокращение зарплаты,
  4. увольнение,

Дисциплинарные взыскания должны использоваться лицом, имеющим право найма. Важная гарантия прав служащего заключается в требовании Закона об обязательном представлении принимающим дисциплинарные меры лицом письменного объяснения лицу, которое подвергается дисциплинарному наказанию, о причинах серьезной дисциплинарной мере к нему вопреки воле.

Серьезные меры включают сокращение заработка, снижение по служебной лестнице, отстранение на время от должности, увольнение и др. Законом также определяются определенные реквизиты подобного объяснения, включая место и срок обжалования взыскания. Во Франции закон 1984 г. включает обширную систему мер взыскания, которая дает возможность варьирования наказаний без излишней жестокости, но с возможностью мягко легализовать их применение, отсрочки его исполнения.

В соответствии с французским законом государственный орган госслужащего может лишать пенсии и после ухода на нее.

Срок рецидива в этом случае увеличивается до 3-5 лет. Взыскания могут использоваться в качестве основных или дополнительных, каковыми являются исключения из списка повышения в должности. Следует выделить среди взысканий и меры экономического наказания (прекратить выплаты всякого вознаграждения).

Назначение наказания в целом наступает по предварительному заключению дисциплинарного совета, что способно снижать субъективность характера применения наказаний органа, который его применяет. В Римской курии ответственность служащих и использование дисциплинарной ответственности осуществляется Дисциплинарной комиссией Римской курии. Что касается самих взысканий, то они включают наказания, которые связаны с ограничениями в работе, как основной смысл служебной деятельности служащего.

Если происходит нарушение без уважительной причины рабочего графика, то применяется денежное взыскание в размере, который не должен быть больше 50 % ежедневного заработка.

Особое внимание уделено нарушениям, включая

«нарушения правил и порядков частной жизни, наносящих ущерб репутации ведомства»

, «уголовное преследование, которое делает служащих не заслуживающих доверия». Споры двух и более ведомств, которые относятся к разграничению полномочий, рассматривает Верховный трибунал апостольской сигнатуры, а трудовые споры рассматривает Служба труда Апостольского Престола. Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Административная ответственность характерна для должностного лица в случае, когда он совершает административное правонарушение по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Подобный вид ответственности определен тем (Ю. Н. Старилов), что основание для привлечения должностного лица к этому типу ответственности представлено совершением им административного правонарушения, которое связано с несоблюдением правил.

По этой причине проявляется проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение, что предусматривает дисциплинарный и административный порядок. Здесь проявляется и вопрос реальной общественной реакции на правонарушение, поскольку действием (бездействием) служащих в качестве должностных лиц может быть причинен такой убыток обществу (например, использование радиоактивных отходов и загрязнение природы, который они не в состоянии компенсировать.

Здесь проявляется и проблема ответственности государственных органов, в которых трудятся виновные лица. Перед лицом убытков для общества возникает проблема допуска некоторых лиц к определенной государственной службе, учета их правонарушений, измерения качеств работника и риска для общества с выполнением его должностных обязанностей, средствами дублирующего контроля и резерва опасных участков. Если юридическому лицу назначено административное наказание, то это не освобождает от административной ответственности за рассматриваемое правонарушение виновного работника (физическое лицо).

Наравне с эти и привлечение к уголовной или административной ответственности работника не освобождает юридическое лицо от подобной ответственности за это правонарушение. Административная ответственность госслужащих обладает выгодными чертами, если сравнивать ее с дисциплинарной. Это проявляется в том, что она является внешней по отношению к органу, в котором служит работник.

Помимо этого, ее сопровождают материальные убытки для нарушителей в форме штрафов в качестве преобладающего типа административного наказания. Также келейно и ведомственно степень административной ответственности фиксируется (должна быть зафиксирована) в государственных органах, поскольку для нее характерен рецидив.

Если же в течение года повторно совершен аналогичный административный проступок, то нарушители несут более высокую степень административной ответственности (даже часто уголовную).

Это проявляется, когда учет совершенных административных правонарушений правильно налажен. Уголовная ответственность государственных служащих представляет собой самую тяжелую меру ответственности в законодательстве нашей страны.

Это обусловлено тем, что в большом числе своих составов такая ответственность предусматривает большой размер штрафов, лишение свободы. При этом ее исполнение оставляет порочащий след для лиц в виде судимости, которая иногда накладывает ограничения для лица использовать некоторые свои права. Самое распространенное преступление — это «злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285 УК РФ).

  • Такое же деяние, которое совершено лицом, находящимся на государственной должности РФ или ее субъекта (глава органа местного самоуправления) должно быть наказано штрафом (100-300 тыс. руб.) или в размере зарплаты за период 1-2 лет, лишением свободы до 7 лет, включая лишение прав занимать соответствующую должность или вести определенную деятельность до 3 лет.
  • Деяние, которое предусмотрено 1 и 2 частью статьи. Влекут за собой тяжкие последствия и наказание в виде лишения свободы (до 10 лет), включая лишение прав занимать должность или вести деятельность (до 3 лет).
  • Использование должностными лицами собственных полномочий на службе вопреки ее интересам. Это деяние должно быть совершено в корыстных или прочих личных целях и вести к существенному нарушению прав и законных интересов предприятий или граждан или общественных, охраняемых законом интересов. Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработка (прочего дохода осужденного) за период до полугода, лишением права занимать определенные должности или лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, арестом 4-6 месяцев, лишением свободы до 4 лет.
Рекомендуем прочесть:  Берут ли в трейд ин битые авто

Также уголовное наказание предусматривается за служебный подлог. В соответствии со ст. 292 УК РФ служебный подлог представляет собой внесение должностными лицами, а также государственными служащими или служащими органа местного самоуправления, которые не являются должностными лицами, в официальный документ изначально ложной информации, включая внесение в них таких исправлений, которые способны исказить действительное содержание документа. Преступление признается, когда деяние совершено в корыстных или иных личных целях.

Подлежит наказанию штрафом (до 80 тыс. руб.), суммой заработной платы, или иным доходом осужденного (до 6 месяцев), обязательными работами (180-240 часов), исправительными работами (1-2 года), арестом (3-6 месяцев), лишением свободы (до 2 лет).

В случае существенного нарушения прав и законных интересов лиц или предприятий, а также законодательно охраняемых интересов государства и общества служебный подлог предусматривает наказание штрафом (100-500 тыс. руб.) или в сумме зарплаты (дохода) осужденного (1-3 года), лишение свободы (до 4 лет), включая лишение прав занимать определенную должность или осуществлять соответствующую деятельность (до 3 лет или бессрочно).
руб.) или в сумме зарплаты (дохода) осужденного (1-3 года), лишение свободы (до 4 лет), включая лишение прав занимать определенную должность или осуществлять соответствующую деятельность (до 3 лет или бессрочно). Уголовный кодекс предусматривает не менее жестокие наказания за получение взяток.

Так, в статье 290 УК РФ указано, что личное или через посредника получение должностным лицом взятки (деньги, ценные бумаги, прочее имущество, выгоды имущественного характера за действие (бездействие) в пользу взяткодателей или представляемых им людей, если они включены в служебное полномочие должностного лица либо оно по причине должностного положения способствует подобным действиям (бездействию), общее покровительство или попустительство) должно понести за собой наказание в виде штрафа (100-500 тыс. руб.), суммы зарплаты (прочего дохода осужденного) за период от 1-3 лет, лишения свободы (до 5 лет), включая лишение прав занимать должность или вести определенную деятельность (до 3 лет). Что касается получения должностными лицами взяток за незаконные действия (бездействие), то оно подлежит наказанию в виде лишения свободы (3-7 лет), включая лишение прав занимать должность или вести определенную законом деятельность (до 3 лет).

Подобные действия, которые совершает человек, исполняя государственные обязанности или занимая государственную должность субъекта РФ, включая глав органов местного самоуправления, должны наказываться лишением свободы (5-10 лет), включая исключение прав занимать определенные должности или вести соответствующую деятельность (до 3 лет). Подобные действия, которые совершает группа сотрудников по предварительному сговору или организованная группа, включая вымогательство взятки или в крупных размерах, должны наказываться лишением свободы (7-12 лет), наложением штрафа (до 1 млн.

руб.), выплатами в сумме зарплаты (прочего дохода осужденного). Крупный размер взятки представляет собой сумму денежных средств, сумму ценных бумаг, прочего имущества или имущественных выгод, которые превысили 150 тыс. руб. Государственный служащий иногда игнорирует судебные и арбитражные решения, не выплачивая присужденные средства и не выполняя в натуре требуемые действия.

В Уголовный кодекс РФ включена для этого специальная статья 315

«Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»

.

Она гласит, что злостное неисполнение со стороны госслужащего или организации вступивших в законную силу приговора суда, судебного решения или прочего акта суда, включая препятствия для их исполнения, должно наказываться штрафом (до 200 тыс.руб.), суммой заработной платы (прочего дохода) осужденных (до 18 месяцев), лишением прав занимать определенные должности или вести деятельность (до 5 лет), обязательными работами (180-240 часов), арестом (от 3-6 месяцев), лишением свободы (до 2 лет). Можно сказать, что законодательство обладает достаточными диспозициями для гарантии правомерного поведения госслужащего. Те мне менее, коррумпированность аппарата государства за годы правления В.

В. Путина достигает огромных масштабов. Здесь даже должности государственного аппарата для их занятия оцениваются через суммы взяток. Профессором В. В. Лунеев было констатировано, что все необходимые нормы борьбы с коррупционерами уже давно и точно зафиксированы тремя конвенциями Совета Европы и ООН.
Профессором В. В. Лунеев было констатировано, что все необходимые нормы борьбы с коррупционерами уже давно и точно зафиксированы тремя конвенциями Совета Европы и ООН. Он пишет:

«Мы их подписали, но, как показало время, их никто не выполняет»

.

«Коррупция становится нашей конституцией, а безответственность за нее представляет собой повседневную практику»

. Если соглашаться с оценкой фактов коррупции В. В. Лунеева, то не хочется воспринять захватившие его безнадежие, пессимизм и уныние, которые были выражены следующими словами: «все правильные фразы о коррупции уже сказаны, требуемая документация многократно разработана и переработана, опыт других государств, в которых успешно проходит борьба с этим явлением исследован, поэтому ничего нового предложить или сказать уже нельзя.

Интеллектуальные возможности исчерпаны». Законодательством зарубежных государств некоторые правоотношения, которые связаны с привлечением госслужащего к уголовной ответственности, также регулируются. Статья 80 Устава Римской курии включает положение о том, что порядок дисциплинарных взысканий не должен использоваться при увольнении по причине вынесения компетентным органом власти государства города Ватикан или прочих стран обвинительных приговоров за совершение умышленных преступлений.

То есть применяться должен один вид ответственности (уголовная или дисциплинарная). Например, в Японии привлечение к уголовной ответственности не должно препятствовать использованию дисциплинарной ответственности (статья 85 Закона Японии).

Материальная ответственность госслужащего представляет собой значительно менее ощутимый тип государственного воздействия для него. Никакой работник государственной службы по закону не способен обладать уровнем материального благосостояния, дающим ему возможность при причинении ущерба стране рассчитаться с государством из собственных материальных средств. По этой причине государственно организованный народ идет всегда на риск, поскольку соглашается на то, что определенное лицо займет ту или иную государственную должность.

Например, в Великобритании этого и не пытались достичь. Д.Гарнер писал: «За соблюдение договорных обязательств, в которые гражданский служащий вступил от имени Короны, он обычно не несет личной ответственности.

Ему невозможно предъявить иск о нарушении гарантий договора, которые даны от ее имени.

В случае совершения им правонарушения при исполнении должностных обязанностей, чаще всего за него отвечать будет наниматель в виде Короны.

Конечно такое лицо не может избежать ответственности, если в свое оправдание будет ссылаться на приказ вышестоящих должностных лиц или на необходимость государство.

Но это предусмотрено для тех правонарушений, которые он совершает не на службе ее величества и не являясь британским подданным».

Буржуазные государства в число мер ответственности госслужащих включили различные материальные взыскания, в том числе уменьшение размера жалованья, отстранение от службы без его сохранения и др.

В нашей стране подобные наказания распространения не нашли.

В Швейцарии статья 25 предусматривает обязанность должностного лица добросовестно и разумно выполнять приказы своего руководства на службе, при этом за них отвечает сам начальник.

А вот в суд он сможет идти только, получив разрешение компетентных органов (ст.

28). Ст. 29 Закона Швейцарии предусмотрено, что Конфедерация несет ответственность перед третьими лицами за содержание специальных постановлений в федеральном праве, но в этой ситуации она может подать жалобу в суд против виновных должностных лиц. Подобное право иска Конфедерация может сохранить и после того, как прекращены служебные обязанности должностных лиц. К этому имеют отношение и последствия ответственности госслужащих.

Закон Швейцарии прямо закрепляет, что госслужащий подвергается ответственности 2 или 3 раза за одно и то же деяние (в 1958 г.

эту статью отменили). Статья 30 Закона гласит, что «дисциплинарную меру нельзя считать действительной по отношению к ответственности за причиненный ущерб и к уголовной ответственности должностных лиц». Таким образом, за одно деяние можно применить сразу 3 наказания. В некоторых исключительных случаях в одно время налагаются несколько дисциплинарных взысканий, при этом был увеличен срок рецидива (ст.

В некоторых исключительных случаях в одно время налагаются несколько дисциплинарных взысканий, при этом был увеличен срок рецидива (ст. 32. ч. 4), в соответствии с которым необходимо 5 лет для того, чтобы служащий считался как не привлекаемый к дисциплинарной ответственности.

Важно отметить и симптоматическое для госслужбы правонарушение, которое в Иране наказывается в соответствии с Законом о реорганизации (ст.

26. п. 10). Он гласит, что наказанию подлежит активное участие в заключении в условиях прежнего режима грабительских или наносящих государству убытки договоров (включая внутренние, внешние, военные, невоенные) в форме внесения предложений, формирования несправедливой цены, формирования и утверждения не реального обоснования, вмешательства, руководства и участия в их подписании. Правда, наказание там предусматривает лишь увольнение со службы в учреждениях, которое исключает право приема на государственную службу в перспективе.

Наряду с этим содержание статьи обладает прямой проекцией и на реформы в нашей стране. В истории нашего государства использовались и прочие способы применения ответственности для госслужащих.

Членом Сената при Петре I Петром Шафировым было совершено нарушение, когда он ослушался регламента, предполагающего выход в определенный момент из Сената.

После возникновения перепалки в Сенате и требования прокурора выйти, Шафиров не вышел. За этот проступок император предал его суду, который приговорил Шафирова к смерти. Казнь была совершена в Москве.

Палачом был поднят топор, но в момент отрубания головы топор был опущен рядом с головой. В этот момент арестанту объявили о помиловании. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Статья 14.

Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение. 2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Президента РФ от 6 июня 1996 г.

N 810 3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом. 4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель. 5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

< статья 13.> Статья 15. >> Содержание

Понятия и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ CONCEPTS AND TYPES OF LEGAL LIABILITY OF PUBLIC CIVIL SERVANTS Мартиросян Елана Владимировна Магистрант ЮРИФ РАНХиГС при Президенте РФ Email: Aly0nka-m@yandex .ru Martirosyan Elana Vladimirovna Undergraduate YURIF RANHiGS the President of the Russian Federation Email: В статье изучена актуальность вопроса юридической ответственности государственных гражданских служащих через призму юридических деликтов государственной службы.

Рассмотрены актуальные вопросы функционирования системы государственной службы. Ключевые слова: Ответственность, государственная гражданская служба, органы исполнительной власти. The paper studied the relevance of the issue of legal liability of civil servants through the prism of legal torts of public service.

Pressing questions of functioning of the civil service. Tags: Responsibility, the civil service, the executive authorities. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 В процессе развития государственности в обществе складываются определенные отношения между людьми и органами власти в виде взаимных прав и обязанностей в сфере государственно-служебной деятельности. Неисполнение такого рода прав и несоблюдение нормативно-установленных отношений в системе государственной власти рассматривается как нарушение интересов государства и общества и влечет за собой социально-политическую ответственность в различных формах ее проявления: в виде политической ответственности, общественной, нравственной (моральной) и юридической. Юридическая ответственность — высшая организационная форма принуждения, ключевой институт государственно-правового принуждения, предполагающий возможность оспаривания субъектом, в отношении которого применяется принуждение, решение компетентного органа публичной власти о применении к нему мер государственно-правового принуждения.

Государственно-правовое принуждение — это сложносоставной институт, предполагающий в целях эффективного управления не только меры юридической ответственности, но и иные меры государственно-правового принуждения, предусмотренные охранительными нормами законодательства в рамках процессуальных форм, закрепленных в законодательстве, применение которых контролируется в конечной инстанции через механизмы и процедуры привлечения к юридической ответственности[9].
Государственно-правовое принуждение — это сложносоставной институт, предполагающий в целях эффективного управления не только меры юридической ответственности, но и иные меры государственно-правового принуждения, предусмотренные охранительными нормами законодательства в рамках процессуальных форм, закрепленных в законодательстве, применение которых контролируется в конечной инстанции через механизмы и процедуры привлечения к юридической ответственности[9].

Государственное принуждение — это ведущая теоретико-правовая категория юриспруденции, исследования которой не исчерпаны, а по многим подходам в российской юридической науке даже и не начинались. Прежде всего, в обобщенном изложении нуждается понятие государственно-правового принуждения.

Актуальным является формирование единой научной теории государственно-правового принуждения, формирование единого собирательного образа государственно-правового принуждения на основе проведения его идентификаций с государством, правом и юридической ответственностью. [6] Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 В законодательстве, регулирующем государственную гражданскую службу, нет пояснений относительно термина

«ответственность государственного гражданского служащего»

, также как и нет четкого определения видов этой ответственности.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Именно эти виды ответственности государственной гражданской службы считаются как основные. [1] Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке. [7] Основы дисциплинарной ответственности гражданского служащего определяются статьей 57 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

, которая имеет соответствующее название — «Дисциплинарные взыскания».

В ней указывается, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

[1] Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 Порядок применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим и их обжалования устанавливается статьей 58 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004г.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

: 1) До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2) Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. 3) При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. 4) Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5) Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 6) Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7) Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8) Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. 9) Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. [1] Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Другим видом юридической ответственности гражданского служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом Рос- Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 сийской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.

Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность является комплексом административных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами. [8] В качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде следующих административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) дисквалификация.

[2] Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители, состоящие на государственной гражданской службе, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Кодекс об административных правонарушениях регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий.

Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности. Гражданско-правовая (цивилистическая) ответственность государственного служащего выражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения ли- Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 бо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей.

[7] Обязанность гражданского служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа, если же вред причинен имуществу физического либо юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и предъявлен иск о возмещении, то согласно статье 1069 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

[3] Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Наступает либо в административном порядке, либо по суду (статья 4.7 КоАП РФ).

[2] Полная материальная ответственность гражданского служащего состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ст.

243 Трудового кодекса), а именно: 1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; 3) умышленного причинения ущерба; 4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; 5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; 6) причинения ущерба в результате административного проступка, если та- Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . ковой установлен соответствующим государственным органом; 7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами; 8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером. Гражданский служащий обязан возместить затраты, понесенные государственным органом при направлении его на обучение за счет бюджетных средств, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении гражданского служащего за счет средств государственного органа (статья 249 Трудового кодекса РФ). [4] Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

[7] Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации

«Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»

(статьи 285-293 УК РФ).

Помимо указанных в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации составов государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности и за такие виды преступлений, как отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ) должностным лицом, если эта информация непосредственно затрагивает права и свободы гражданина, а также в случае предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти дея- Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 ния причинили вред правам и законным интересам граждан; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.

144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст.

149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и некоторых других. [5] За аналогичные правонарушения, не подпадающие под квалификацию уголовных преступлений, установлена административная ответственность государственных гражданских служащих.

[2] Государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей подлежит уголовной ответственности. При этом речь идет о деяниях, за которые могут быть уголовно наказаны и недолжностные лица.

Однако должностные лица за те же деяния подлежат более строгому наказанию. Это в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 127 — 130 УК РФ). [5] Прямое отношение к уголовной ответственности гражданских служащих имеется такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое в соответствии со статьей 47 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, устанавливаемом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить государственного служащего специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст.

48 УК РФ). [5] Ответственность государственного гражданского служащего представляет собой обширное и сложное образование. Само функциональное предназначение Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 государственной службы — быть аппаратом государственного управления и обеспечивать взаимодействие государственных органов и граждан. Каждое действие гражданского служащего или бездействие несет серьезные юридические последствия для граждан и их различных объединений. В настоящее время становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Неисполнение или нарушение государственных нормативных актов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России, в связи с чем необходимо сформировать целостную самостоятельную теорию государственно-правового принуждения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004г.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30.12.2001г.// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 2 № 14-ФЗ от 26.01.1996г.// «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст.

410. 4. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) № 197-ФЗ от 30.12.2001г.// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) № 63-ФЗ от 13.06.1996г.// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 6. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принужде- Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 ние: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: «Эверест», 2005.

— 275 с. 7. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. — М., 2007. — С. 214 8. Государственная гражданская служба.

Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2009. — С. 40 9. Шмалий О.В. Принципы государственной гражданской службы как административно-правового института//Бизнес в законе.

2008. №4. С.80-83 iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+