Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Трудовая инспекция что проверяет ее обязанности

Трудовая инспекция что проверяет ее обязанности

Трудовая инспекция что проверяет ее обязанности

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

/ / Обновлено 24.02.2020 Автор статьи: Рецензент: 2020-02-08T16:58:49+03:00 В статье разберемся, как проводится проверка трудовой инспекции. Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  1. Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).
  2. глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  3. Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  4. закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  5. конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  6. Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);

Основными задачами трудовой инспекции являются:

  1. надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;
  2. информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;
  3. проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;
  4. надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;
  5. оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.
  6. контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

  7. надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;
  8. рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

  1. при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
  2. неверный расчет компенсаций при увольнении;
  3. при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
  4. задержка выплаты или невыплата заработной платы;
  5. несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
  6. при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
  7. отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
  8. некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
  9. невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
  10. по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

График проведения ревизий составляется за год.

То есть план проверок трудовой инспекции на 2020, готовился в 2016 году. Каждый желающий может ознакомиться с ним на официальном сайте Роструда.

График составляется с учётом того, что соблюдение трудового законодательства можно проверять на предприятии не ранее чем через 3 года после:

  1. Государственной регистрации юрлица или ИП;
  2. Окончания проведения последней проверки.

Весь процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  • Проверка документов, выездная проверка трудовой инспекцией. Обычно проверка начинается с запроса копий интересующих инспекцию документов, но бывает, что первой осуществляется проверка выездная.

    Начинать работу инспектор должен с предъявления индивидуального удостоверения и приказа о проверке, которое вы получали ранее в качестве уведомления.
    Законной будет только та инспекция, которую проводит лицо, указанное в распоряжении на проведение проверки.
  • Оповещение.
    О плановой выездной или документарной проверке инспекция уведомляет работодателя не позже чем за трое суток, посредством отправления ему под роспись копии распоряжения о проведении проверки. Со своей стороны проверяемый вправе запросить полную информацию об органах и их служащих, которые будут осуществлять проверку, и регламент с подробным порядком контрольных мероприятий.

    Со своей стороны проверяемый вправе запросить полную информацию об органах и их служащих, которые будут осуществлять проверку, и регламент с подробным порядком контрольных мероприятий. Даже о внеплановой проверке предпринимателя обязательно должны предупредить письмом за сутки до ее начала.

Это тоже важно знать:Максимальная длительность проверки: Что проверяют Сроки Филиалы 2 месяца Малый бизнес 50 часов Микропредприятия 15 часов Остальные предприятия 20 дней

  • По итогам инспекции составляется два экземпляра акта.

    В редких случаях акт составляется сразу у работодателя, чаще всего для оформления документов проверяемого вызывают в инспекцию.

  • Если инспектор обнаружит нарушения (как не печально, но происходит это в большинстве случаев), то он выдаст предписание, содержащее:
  1. Сроки на устранение нарушений.

    Если повторная проверка покажет, что нарушения так и не были устранены, предприятию грозит административная ответственность.

  2. Ссылка на соответствующий закон;
  3. Описание нарушения и дата его совершения;

Важно Согласно закону, результаты проверки можно обжаловать. На что же инспекторы труда имеют право, а какие действия выходят за рамки их должностных инструкций? Подробно полномочия указаны в постановлении Правительства №875, но вот основные из них:

  • Предъявлять предписания к устранению нарушений. Даже об отстранении от работы определенных лиц. Работодатель не вправе отказываться в их исполнении;
  • Осуществлять расследование несчастных случаев, причиной которых могло послужить нарушение норм охраны труда;
  • Осуществлять проверку работодателя в любое время суток. Однако обязательным условием является наличие удостоверения и приказа;
  • Получать бумаги и данные для проверки, причем как от самих работодателей, так и от органов федеральной или территориальной власти;
  • Брать для анализа пробы веществ. Только если будет составлен соответствующий акт;
  • В крайних случаях направлять в суд требование о прекращении деятельности компании;
  • Участвовать в судебном процессе в роли эксперта.

Обращаем ваше внимание на то, что в 2020 году проверки будут проходить в новом формате, который был установлен постановлением Правительства №1080 от 08.09.2017г.

Полномочия и порядок действий инспекторов остались прежними. Изменения коснулись результатов проверки.

Теперь они будут вноситься в проверочные листы, которые сгруппированы по темам. Один лист – одна тема. Взять, к примеру, трудовой договор. Инспектор вправе поинтересоваться у работника, заключал ли он с компанией трудовой договор.

Если выяснится, что нет, и это будет подтверждено ходом проверки – договор не предъявлен руководством компании по запросу, в проверочный лист вносится нарушение. Все выявленные нарушения должны быть подтверждены документально, чтобы потом не возникало споров – несогласий с результатами проверки. По сути, проверочные листы представляют собой некий опросник – руководство, согласно которому инспектор задает вопросы в рамках определенной темы чек-листа, а получая ответы, требует подтвердить их документально.

По сути, проверочные листы представляют собой некий опросник – руководство, согласно которому инспектор задает вопросы в рамках определенной темы чек-листа, а получая ответы, требует подтвердить их документально.

Всего утверждено 132 чек-листа, но это вовсе не означает, что они будут все заполнены. В каждом конкретном случае инспектор, исходя из деятельности компании, решает самостоятельно, какие применять листы, а какие нет.

Что примечательно, он не вправе проверять больше, чем указано в чек-листах. Инспекторы не могут:

  • Изымать оригиналы каких-либо документов.
  • Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные. Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

  1. начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.
  2. окончания проведения последней плановой проверки;
  3. государственной регистрации;

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

Важно При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются: Бесплатная консультация юриста Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут! Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
  1. поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  2. истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  3. запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  4. распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.
  5. обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции. Это тоже важно знать:В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

  1. документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.
  2. правила внутреннего трудового распорядка;
  3. документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);
  4. документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);
  5. коллективный договор;
  6. нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:
  7. инструкции по охране труда;
  8. положение об оплате труда и премировании;
  9. другие нормативные акты. Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства. Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др. Закон не ограничивает инспектора в своих действиях.

Закон не ограничивает инспектора в своих действиях.

Он может потребовать для проверки любой документ, который тем или иным образом касается соблюдения трудового законодательства.

В любом случае перед приходом проверяющих организации необходимо привести в порядок следующие бумаги.

  1. Ученические договоры, если в организации практикуется ученичество.
  2. Трудовые договоры с работниками должны соответствовать требованиям ст.57 ТК.
  3. Договоры об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Они могут заключаться с работниками, перечень должностей которых указан в постановлении Минтруда №85 от 31.12.2002.
  1. Свидетельство о госрегистрации.
  2. Устав;
  1. Положение о персональных данных сотрудников в соответствии со ст.88 ТК.
  2. Положение, регулирующее оплату труда и премирование работников (это необязательный документ, такие же сведения могут содержаться в колдоговоре).
  3. Коллективный договор.
  4. Другие возможные локальные акты организации, устанавливающие график сменности, вахтовый метод, ненормированный рабочий день или разделение рабочего дня для сотрудников.
  5. Правила внутреннего трудового распорядка.
  1. Другие документы: журнал вводного инструктажа, личная карточка обучения работников, перечень должностей, освобождённых от первичного инструктажа и т.д.
  2. Журнал обучения и прохождения инструктажа по охране труда;
  3. Инструкции по охране труда;
  1. О привлечении к дисциплинарной ответственности и др.
  2. Об увольнении;
  3. О приме на работу;

Законодательство не содержит закрытого перечня приказов, которые может издавать руководитель организации, поэтому все распоряжения, касающиеся трудового права должны храниться в отделе кадров.

Важно Кроме документов нужно учесть и соблюдение всех норм трудового права.

Вовремя проводимые аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте также имеют значение. Нужны ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ. Трудовая инспекция проверяет трудовые договора на наличие там информации о днях выплаты заработной платы, а затем сверяет эти даты с реальными датами выплат.

Инспектора изучают:

  1. Извещение о выплате зарплаты, составляемое в соответствии со ст.136 ТК.
  2. Формы расчётных листов;

Извещения работников о предоставлении отпуска. Согласно ст.123 ТК работник должен быть уведомлен об очередном отпуске не позднее, чем за 2 недели до начала.

  1. Штатное расписание (необязательный документ).
  2. Табель учёта (составляется в соответствии со ст.91 ТК);

Сюда можно отнести:

  1. Трудовые книжки;
  2. Уведомления работников о переносе рабочего времени, сокращении штата, расторжении трудового договора и т.д.;
  3. Заявления работников о предоставлении отпуска, расторжении трудового договора и т.д.;
  4. Различные журналы учёта (командировок, движения трудовых книжек, несчастных случаев на производстве и т.д.).
  5. Личные карточки работников (форма Т-2);
  6. Больничные листы;

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации.

Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

Это тоже важно знать:При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  1. организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.
  2. меры безопасности при проведении работ;
  3. требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  4. обеспечении работников средствами защиты;

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Работодатель имеет право:

  1. обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
  2. обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
  3. присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
  4. получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
  5. предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
  6. ознакомиться с результатами проверки;
  7. запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  8. потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  9. оспорить применение административного наказания по результатам проверки.
  10. потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
  11. быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
  12. отказаться от оплаты проверки;

При выездной проверке работодатель обязан:

  1. предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
  2. обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
  3. организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
  4. вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

Самым частым нарушением, влекущим за собой штраф работодателю, является отсутствие всех необходимых документов.

Локальные акты обязательны для каждой, даже самой маленькой организации с наемными сотрудниками. Например, это свод правил внутреннего распорядка, положение о персональных данных работников.

Также обязательно выдавать расчетный листок (не является исключением оплата через безналичный расчет) — они не обязательно должны выдаваться под роспись, но сотрудники должны знать о своем праве – знать произведенный расчет за месяц.

При желании у работодателя есть способ застраховать себя ведением журнала выдачи расчетных листков. У работодателя в сейфе должны храниться трудовые книжки на всех сотрудников. Зачастую работодатели допускают неточности в оформлении базовых документов.

Например:

  1. На экземпляре трудового договора (любого другого документа), принадлежащего работодателю, не поставлена подпись работника;
  2. График отпусков подписан позже, чем за 14 дней до начала календарного года.
  3. В трудовом договоре не прописана ставка оплаты труда;

Помимо документов стоит позаботиться и о соблюдении всех норм трудового права. Очень важны своевременные аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте.

Необходимы ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ.

Прочие распространенные ошибки:

  1. Размер заработной платы указан не в российских рублях;
  2. Заработная плата ниже МРОТ;
  3. Ежегодный отпуск разделен на мелкие части, и ни одна из них не достигает 14 дней;
  4. Наем иностранных граждан по срочному договору до окончания срока действия разрешения на работу. Чтобы избежать административной ответственности с иностранными гражданами лучше заключать стандартные бессрочные договоры.
  5. Заработная плата выдается реже одного раза в 15 дней, при этом нет письменного согласия сотрудника на подобный график выплат;

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

Это тоже важно знать:При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов. Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней. Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Важно Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается. Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв.

Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении.

В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д. Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности.

Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде. Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа.

Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое. Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один.

Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два.

То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

Чаще всего проверке подвергают сведения за последние 3 года. Проверяющий истребует у представителя работодателя журнал учета проверок.

Этот документ позволяет отслеживать периодичность контрольных мероприятий. В журнале органы по надзору за соблюдением трудового законодательства отмечают:

  1. задачи и предмет, правовые основания для организации контрольных мероприятий;
  2. наименование контрольного органа;
  3. дату начала и окончания проверки;
  4. перечень выявленных нарушений и выданных предписаний.

Не стоит этого делать. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

позволяет инспектору использовать любые способы уведомления.

Это тоже важно знать:При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч.

5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным. Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля.

За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс.

руб., а компании от 20 до 50 тыс. руб. Ответственность за повторное нарушение еще жестче:

  1. для компании — штраф от 50 до 100 тыс. руб.
  2. для директора — штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;

Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки.

Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г.

по делу № 4а-483/2016).

  1. Идти на контакт с инспектором, идеально, если получится найти общие интересы – инспектор в первую очередь человек.
  2. Представить характеристику на работника, особенно в ситуации конфликта, когда работник злоупотребляет – у инспектора должна быть общая картина, в том числе истинная причина обращения работника с жалобой.
  3. Не вступать в конфликт и тем более не грубить – кому это в принципе может понравиться?
  4. Постараться максимально отработать запрос – инспектору нужно вынести обоснованное решение по проверке.

Не исключено, что в этом случае дело закончится предупреждением, и дальше трудовой инспекции документы не уйдут.

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  1. Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  2. Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ).

Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  1. предмет проверки;
  2. месяц начала проверки;
  3. срок проверочных мероприятий.
  4. проверяющие органы;

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Конечно, возможность подготовиться к проверке трудовой инспекции есть не всегда. Ведь о некоторых проверках (например, по жалобам работника) инспектора даже не обязаны предварительно уведомлять работодателя.

Рекомендуется держать кадровые документы в порядке и периодически проводить самопроверку с помощью чек-листов.

Подпишитесь на свежие новостиEmail * Важно знать!

  1. В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  2. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  3. Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  1. Анонимно
  2. Профессионально

Поставьте оценку:

5,00

Загрузка. 1776 просмотров Работа. СлужбаТрудовые споры

Трудовые проверки проходят по новым правилам: чем это грозит и как действовать?

Проверяющие органы все чаще используют возможности межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий.

Так, ФНС РФ и Роструд договорились о проведении совместных проверок с целью выявления компаний, уклоняющихся от уплаты НДФЛ и страховых взносов в связи с ненадлежащим оформлением трудовых отношений с работниками, когда работодатель вместо трудового предлагает заключить гражданско-правовой договор либо вовсе не оформляет никаких документов. Трудовая инспекция специализируется на выявлении такого рода нарушений, и теперь результатами проверки могут стать не только штрафы за нарушение трудового законодательства, но и доначисление «зарплатных» налогов. Напомним, что проверки трудовой инспекцией могут быть плановыми и внеплановыми.

Любая компания может узнать, попала ли она в план проверок, на . Обычно план размещают в декабре текущего года на следующий год, и к такой проверке можно подготовиться.

А вот внеплановая проверка может стать полной неожиданностью. При этом наиболее распространенной причиной внеплановой проверки является жалоба работника.

  1. Незаконно уволили.
  2. Не выплатили заработную плату.

При этом нередко с жалобой во все инстанции идет работник, который сам является нарушителем, что для работодателя становится дополнительным отягчающим обстоятельством.

Следует иметь ввиду, что с 03.10.2016 г. выплата заработной платы в размере менее МРОТ является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в абз.

4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ. Кстати, работник может обратиться и в прокуратуру.

Тогда внеплановая проверка будет проведена по требованию прокурора (абз.

7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При этом инспекция вправе выйти на проверку незамедлительно без дополнительного согласования с органами прокуратуры. Последних достаточно поставить в известность о начале проверки. Если проверка проводится по жалобе работника, предупреждать об этом компанию запрещено (ч.

9 ст. 360 ТК РФ), в отличие, например, от плановой проверки, о которой работодатель уведомляется не менее чем за 3 рабочих дня.

Инспектор может запросить соответствующие документы, и тогда это будет документарная проверка, либо прийти лично (выездная проверка).

Документарная проверка может плавно перерасти в выездную, если инспектор не смог удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в инспекцию (ч.

4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Отказ работодателя представить документы либо уклонение от их представления приведет к невозможности проверить документы и также послужит основанием для назначения выездной проверки. Не стоит этого делать. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

позволяет инспектору использовать любые способы уведомления. При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч.

5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным. Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля.

За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс.

руб., а компании от 20 до 50 тыс. руб. Ответственность за повторное нарушение еще жестче:

  1. для компании — штраф от 50 до 100 тыс. руб.
  2. для директора — штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;

Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки.

Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г. по делу № 4а-483/2016). Для выездной проверки срок представления документов законом не установлен.

Инспектор, выйдя на проверку, обязан ознакомить руководителя компании либо иное должностное лицо с приказом (распоряжением) о назначении проверки, ее целями и задачами, а также со сроками и условиям проведения (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). При этом инспектор вправе потребовать незамедлительного представления всех документов, необходимых для осуществления контроля. Если объем документов большой и быстро собрать их затруднительно, необходимо в письменном виде уведомить об этом инспектора и попросить дополнительное время для представления документов.

Предмет проверки определяет жалоба работника. Соответственно, инспектор вправе запрашивать документы, непосредственно связанные с проверкой жалобы.

Другое дело, что перечень таких документов может быть достаточно обширным.

Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:

  1. заявление на оформление трудовых отношений;
  2. штатное расписание;
  3. расчетные листки;
  4. приказ о приеме на работу;
  5. платежные документы на выплату заработной платы.
  6. заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
  7. трудовой договор;
  8. табели учета рабочего времени;
  9. положение о премировании;
  10. положение об оплате труда;

А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.

Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12–81/2015). Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст.

3 Закона № 294-ФЗ). Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение указанного правила признается грубым нарушением при проведении проверки, влекущим недействительность ее результатов (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

В случае выявления фактов нарушения трудовых прав работника результатом проверки трудовой инспекцией станет возбуждение дела об административном правонарушении и привлечение работодателя к ответственности. Работодатель также получит предписание об устранении выявленных нарушений, неисполнение которого может повлечь новую проверку и новые штрафы. Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.

Налоговый орган сможет воспользоваться полученными документами в рамках камеральной проверки при представлении организацией расчета по НДФЛ.

Кроме того, с учетом передачи налоговому органу функций по администрированию страховых взносов аналогичные действия могут последовать и при проверке расчета по страховым взносам. Установив наличие расхождений в документах, налоговый орган потребует представить пояснения в течение 5 дней или внести соответствующие исправления (п.

3 ст. 88 НК РФ). В случае установления факта нарушения законодательства о налогах и сборах организации грозят доначисления по НДФЛ и страховым взносам. О результатах проведенных мероприятий налоговые органы сообщат в трудовую инспекцию.

В свою очередь, если налоговики в рамках проводимых ими проверок выявят нарушения трудового законодательства, они также поделятся информацией с трудовой инспекцией.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+