Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Выездная проверка при ликвидации крупнейшего налогоплательщика

Выездная проверка при ликвидации крупнейшего налогоплательщика

Выездная проверка при ликвидации крупнейшего налогоплательщика

Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица В случае ликвидации налогоплательщика-организации налоговым органом может быть вынесено о проведении выездной налоговой проверки. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении ( НК РФ).

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Соответственно, на нее не распространяются установленные НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) ( письма ФНС России от 25.07.2013 N Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки НК РФ не установлены.
Соответственно, на нее не распространяются установленные НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) ( письма ФНС России от 25.07.2013 N Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки НК РФ не установлены. Вместе с тем необходимо учитывать, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам ( ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ ( ГК РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

, далее — Закон N 129-ФЗ). Поэтому после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку такой организации (письма Минфина России , ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, ).

В то же время действующий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусматривает уведомление регистрирующего органа о том, что компания находится в процессе ликвидации.

Только после этого публикуются сведения о принятии компанией соответствующего решения и осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе, подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации этой компании ( Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

, далее — Закон N 129-ФЗ).

При этом в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении компании, находящейся в процессе ликвидации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Соответствующий запрет установлен в Закона N 129-ФЗ (в редакции от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей с 30.03.2015). А поскольку составление промежуточного ликвидационного баланса является только промежуточной стадией в процедуре ликвидации компании ( ГК РФ), то в такой ситуации невозможно и проведение заключительной стадии этой процедуры — внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

Соответственно, до окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу решения, вынесенного по ее результатам ликвидация компании не может быть завершена (см. ФНС от 14.07.2015 N 55-p). Проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью.

То есть при ликвидации организации проверка может и не проводиться. В случае принятия о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган в течение 5 рабочих дней сообщает в регистрирующий орган по местонахождению этой организации ( Закона N 129-ФЗ). Также государственная регистрация компании в связи с ее ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ней, — до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению ( Закона N 129-ФЗ).

Темы См. также Практические ситуации Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Налоги и взносы» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства Материал приводится по состоянию на март 2020 г.

См. Энциклопедии решений См. Энциклопедии решений. Налоги и взносы При подготовке «Энциклопедии решений.

Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю.

Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р.

Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О.

Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

1 октября 2020 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Налоговая проверка при ликвидации

Важное 22 марта 2016 г. 11:05 Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует .

Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент узнает о предстоящей ликвидации организации?

Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

(далее по тексту — Закон №129-ФЗ)).

И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика. Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014). Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г.

№А60-43521/2014). Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г.

Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов.

Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Важно! Положения НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.

В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр. И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка.

При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015). Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г.

№Ф05-11476/2014). Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ).

В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10). Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки ( НК РФ).

А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта. Важно! Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г.

№А02-1081/2015). Статья актуальна на 08.03.16

Налоговая проверка после ликвидации ООО

→ → → Добавить в «Нужное» Обновление: 9 августа 2017 г.

Налоговое законодательство предусматривает проведение налоговой проверки при ликвидации организации, включая ООО. Рассмотрим сроки, порядок и особенности ее проведения на примере добровольной ликвидации этого юридического лица, когда такая проверка наиболее вероятна.

обязывает участников ООО, решивших его ликвидировать, незамедлительно в письменной форме известить об этом регистрирующий орган (соответствующую инспекцию ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ (Единый госреестр юрлиц) сведений о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

«О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

конкретизирует, что письменное уведомление о ликвидации направляется в регистрирующий орган в срок три рабочих дня с даты принятия решения о ликвидации юрлица ().

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N Уведомление о ликвидации подается по . Получив от ООО уведомление с приложением решения (протокола), ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Этот факт может стать основанием для назначения в отношении ООО выездной налоговой проверки при ликвидации. Проведение её регулируется нормами , а также многочисленными ведомственными актами ФНС, в частности утвержденными Приказом ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ для налоговых органов, и др.

Формулировка о проведении налоговой проверки при ликвидации юрлица такова, что обязанность ИФНС проводить ее не установлена.

Там говорится лишь об этой возможности. То есть ИФНС не обязана назначать налоговую проверку после получения уведомления от ООО.

На практике налоговики эту возможность используют практически всегда, особенно если ликвидируемое ООО имеет большие финансовые обороты или за ним числится задолженность по налогам. У заинтересованных лиц нередко возникает вопрос: «Как закрыть ООО без налоговой проверки?» В законодательстве ответа на него нет. Решение вопроса о необходимости проверки отдано на усмотрение органа ФНС, и тут могут присутствовать субъективные моменты.

Такая проверка нужна для того, чтобы убедиться, что у ликвидируемого ООО отсутствуют долги перед кредиторами и государством. Поэтому вероятность проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица, которое было законопослушным налогоплательщиком и своевременно подавало необходимую отчетность, меньше, чем у тех организаций, которые были не слишком дисциплинированны в этом отношении.

Аналогично и с кредиторами, сведения о задолженности перед которыми налоговики могут почерпнуть из ликвидационного баланса, представляемого в ИФНС: их интересы налоговики тоже в некоторой степени защищают, проводя проверку. говорит о сроках такой проверки следующее:

  1. проверяемый период не может быть более трех предшествующих календарных лет.
  2. она осуществляется независимо от того, когда и по какому поводу была проведена предыдущая;

Следовательно, тут не применяется правило о запрете осуществления двух и более выездных проверок в календарном году, установленное в .

И она возможна вне зависимости от числа проверок этого налогоплательщика на протяжении текущего календарного года.

Обычно в рамках налоговой проверки при закрытии ООО устанавливаются правильность и своевременность исчисления и уплаты всех налогов за три предшествующих ликвидации календарных года.

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Ликвидация фирмы как способ избежать выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка (ВНП) – наиболее агрессивная форма налогового контроля, результатом которой являются серьезные финансовые санкции в отношении проверяемой организации, часто влекущие за собой уголовно-правовые последствия для контролирующих ее лиц.

В ряде случаев, избежать этого позволяет своевременная и грамотная ликвидация юридического лица.

Однако, каверзность ситуации заключается в том, что в этом случае, налоговый орган может инициировать ВНП уже непосредственно в связи с проведением ликвидации. «Как без проверки уйти от проверки», когда, кому и как это можно сделать, где точки риска налогового контроля – этой проблематике и посвящен данный материал.
«Как без проверки уйти от проверки», когда, кому и как это можно сделать, где точки риска налогового контроля – этой проблематике и посвящен данный материал.

Не секрет, что фирмы создаются с одной целью – пустить через них денежный поток и приделать к нему краник для извлечения прибыли, стараясь максимально аккумулировать ее в личных резервуарах. Свои краники также приделывают всевозможные органы, бюджеты, фонды, дополнительно оснащающие этот своеобразный денежный трубопровод различными контрольными приборами, чтобы, внимательно отслеживая их отчетные показатели, обеспечить максимально возможный забор для своих целей.

Изначальное попадание денег в систему (тендеры, контракты, кредитные линии, целевое финансирование, банковские гарантии), обеспечивают уполномоченные «Иваны Ивановичи», принимающие решения и подписывающие необходимые документы.

Для этого управляющие трубопроводом лица должны обеспечить их долей, как правило, в процентном соотношении. Причем сделать это они должны обязательно так, чтобы средства для «Иван Ивановичей» не попали в поле зрения прочих уполномоченных органов, т.к. действующим законодательством существующий алгоритм распределения денег, не предусмотрен.

Чем дольше существует тот или иной трубопровод, тем большим количеством краников он обрастает и тем ниже, соответственно, в нем становится давление.

Чтобы он совсем не иссяк, управляющие им лица пускают его по все более витиеватым маршрутам, ведь если «Иван Иванович» не получит свое, он перекроет входной вентиль, и система иссякнет.

Уполномоченные органы, в свою очередь, ставят на трубы все большее количество измерительных приборов и, в случае чрезмерно низких, по их мнению, показателей, присылают специалистов, которые забирают все, что смогут найти.

Целенаправленное сжатие общего объема денежной массы, гуляющего по стране, при том, что желающих его потреблять отнюдь не становится меньше, приводит к борьбе за источники коррупции среди уполномоченных органов и расцветату делового каннибализма среди субъектов предпринимательской деятельности, т.е. пожиранию и «слива» друг друга в надежде за счет чужих ресурсов компенсировать свои потери.

Столь суровый деловой климат, который вроде должен был свести на нет малый и средний бизнес привел к обратному эффекту — стремительной эволюции его участников.

В жестких условиях, умение оперировать юридическими лицами – вставлять, менять, а, главное, своевременно изымать их из потока, чтобы тот не поглотил вместе со своим личным имуществом, стало ключевым фактором юридической безопасности бизнеса в налоговом аспекте.

Ведь как говорил известный герой Ильфа и Петрова Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей: «Таковы суровые законы жизни. Или, короче выражаясь, жизнь диктует нам свои суровые законы.» В соответствие со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Пока существует юридическое лицо, оно обязано представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). Вся отчетность, предоставляемая налогоплательщиками в Федеральную Налоговую Службу, автоматически проверяется при помощи специального программного обеспечения. В первую очередь, на полноту, своевременность, корректность заполнения, отсутствие арифметических ошибок.

  • С помощью системы автоматизированного учета и контроля АСК НДС-2, дополнительно проверяется обоснованность данных, включенных в декларации по НДС – в автоматическом режиме сопоставляются показатели, представленные покупателями и продавцами и, в случае расхождения, требуют внести соответствующие корректировки. Если к налогоплательщику возникает слишком много вопросов в следствие результатов работы этой системы, это также может послужить критерием назначения выездной налоговой проверки.
  • В отдельных регионах дополнительно могут, проверить пропорцию соотношения фонда оплаты труда и выручки организации, размеры выплачиваемой заработной платы и т.п. В случае, если директор, например, получает 1 МРОТ, а организация активно ведет коммерческую деятельность, пригласить его «на ковер», предлагая либо согласится платить заработную плату в «полном объеме» либо провести в отношении него контрольные мероприятия. Ведь действительно, средства на выплату «серой» заработной платы должны откуда-то браться на предприятии. Любопытство проверяющих может привести в том числе к выездной налоговой проверке.
  • По каждому налогоплательщику рассчитывается величина его налоговой нагрузки, т.е. соотношение оборотов по текущей деятельности и сумм уплаченных налогов. В случае чрезмерно низких показателей, организации предлагается пересмотреть свои коммерческие отношения в сторону повышения рентабельности, увеличения доли налоговых платежей. Для оценки самостоятельных рисков налогоплательщика, ФНС России выпустило приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». На убытки и на чрезмерную долю вычетов по налогу на добавленную стоимость у фискалов обычно проявляется тяжелая форма аллергии, в связи с чем они предпочитают, как можно скорее избавится от источников раздражения. Более подробно с понятием налоговой нагрузки можно ознакомиться в письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722«О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»
  • В отношении любой представленной декларации может быть проведена камеральная налоговая проверка, т.е. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах без какого-либо уведомления налогоплательщика. При возникновении сомнений в достоверности данных отчетности, могут быть применены санкции или назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе выездная налоговая проверка. Поэтому всего одна «кривая» сделка, «засветившаяся» в отчетности, может привести к обрушению всей конструкции.

Главная задача Федеральной Налоговой службы состоит в наполнении бюджета, т.е в достижении необходимых отчетных показателей – прежде всего повышению сумм и процентного соотношения собранных налогов и понижению налоговых задолженностей по отношению к прошлым периодам.

Каждый налогоплательщик, имеющий в лицевом счете задолженность перед бюджетом, ухудшает отчетные показатели. Поэтому по отдельным предприятиям при назначении мероприятий налогового контроля, налоговики не только смотрят на то, что предприятие ведет высокорискованную деятельность с точки зрения соблюдения налогового законодательства, но и на то, чтобы оно имело возможность в дальнейшем погасить обнаруженную недоимку. Поэтому некоторым налогоплательщикам вместо карательных санкций, предлагают «уйти с миром», то есть поменять регион постановки на налоговый учет.

Фискалы любят «жирного» налогоплательщика – того, кто может расплатиться по предъявленным санкциям. Несмотря на достаточное количество материалов, опубликованных тематическими изданиями, исчерпывающей информацией, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы, у ряда субъектов предпринимательской деятельности, до сих пор бытует мнение, что как только после момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя проходит три года, они попадают в план выездных налоговых проверок. Пока этот период не прошел, ВНП можно не опасаться.

На самом деле, три года — это максимальный период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, который установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Это лишь «удобный» период для инспекции, т.к.

у нее есть больше шансов, что по совокупности выявленной налоговой недоимки она потянет на уголовно-правовые последствия, наличие которых резко повышает шансы ее взыскать. Проверить могут и вновь зарегистрированную организацию после истечения первого налогового периода и наступлению сроков предоставления налоговой отчетности, а могут и вообще не проверять и в течение хоть десяти лет – все зависит от тех цифр, которые они включают в отчетность, от характера контрагентов, с которыми они заключают сделки.

Ресурсы инспекции ограничены – она не имеет необходимое количество специалистов, отделы выездных налоговых проверок постоянно перегружены работой при том, что с них строго спрашивают за сроки. Поэтому, просто так, «для кучи», никто не будет бить по организации таким мощным оружием, как выездная налоговая проверка. Это мини-война, экспансия ресурсов налогоплательщика в результате которой инспекции мало получить лицевой счет с отрицательным миллионным бюджетным сальдо – в этом случае она только проиграет.

Ей обязательно нужно эти цифры не только нарисовать, но и взыскать, тогда это будет считаться для нее полной победой. Задача любого налогоплательщика, соответственно – не подставится, вовремя отойти или совсем уйти.

Срок, когда пора ликвидировать юридическое лицо, чтобы избежать ВНП, может наступить и через квартал после создания, например, если в нем проведена какая-то операция и через полгода, и через год. Чем больше фирма «хулиганит», по своей вине или по вине ее контрагентов – тем короче должна быть ее жизнь. Если в регионе начинаются кошмары, лучше в нем не оставаться.

Держаться за юридическое лицо без веских на то причин, при том, что пока величина уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью составляет 10 000 рублей, а срок регистрации его вместе с открытием расчетного счета не превысит одной недели, представляется неблагоразумным. Ведь «поздно», это не уже тогда, когда получено на руки решение о проведении выездной налоговой проверки и даже не тогда, когда это решение только набирается на подпись, «поздно» это уже тогда, когда инспектора начинают собирать детальную информацию по проверяемому субъекту, осуществляя предпроверочный анализ, который может начаться за три-четыре месяца до официального оформления решения о назначении ВНП.
Ведь «поздно», это не уже тогда, когда получено на руки решение о проведении выездной налоговой проверки и даже не тогда, когда это решение только набирается на подпись, «поздно» это уже тогда, когда инспектора начинают собирать детальную информацию по проверяемому субъекту, осуществляя предпроверочный анализ, который может начаться за три-четыре месяца до официального оформления решения о назначении ВНП.

Как правило, большинство юридических лиц, не имеющих на своем балансе активов, долгосрочных контрактов, дорогостоящих лицензий и т.п. держат по полтора-два года, иногда чуть больше. Если на балансе имеются «тяжелые» активы, долгосрочные контракты, прочие обязательства, бизнес обычно дробят, работая через группы компаний, каждое юридическое лицо в которой, в зависимости от своей роли, имеет определенный срок жизни.

Российский менталитет таков, что он не хочет в должной мере финансировать организацию коммерческого потока, предпочитая получать информацию по «сарафанному радио» и попадая, в связи с этим на многие миллионы, десятки, а то и сотни миллионов штрафов. Если деловой партнер заплатил за ликвидацию сто тысяч рублей, бизнесмен никогда не заплатит миллион, даже если этот миллион сэкономит ему пятьдесят миллионов.

Недельные хлопоты по переоформлению контрактов, переводу активов, регистрации юридических лиц кажутся ему чрезмерными.

А потом, когда в течение нескольких месяцев бухгалтера коробками носит документы в инспекцию, а копировальную технику требуется заправлять каждые два-три дня, расчетным счетом становится пользоваться опасно, приходит озарение, что та неделя могла сэкономить уйму времени и не только.

Своевременность — ключевое понятие в жизнедеятельности юридического лица. Единственный легитимный способ закрытия фирмы без долгов, предусмотренный действующим законодательством – официальная ликвидация фирмы по решению ее участников.

Необходимые условия для ликвидации – отсутствие долгов и не отвеченных вопросов со стороны уполномоченных органов. Существует поверье, что при ликвидации юридического лица обязательно назначается ВНП. Однако, при ликвидации организации выездная налоговая проверка является не обязанностью, а правом налоговой инспекции (п.

11 ст. 89 НК РФ). Универсального мерила здесь нет – могут назначить, а могут и не назначить. Если фирма не вела чрезмерно активной коммерческой деятельности, не относится к группе риска, то можно осуществлять процедуру ликвидации, без каких-либо подготовительных мероприятий.

Если организация находится где-то около группы риска ВНП, то проверка, возможно будет.

Но, несмотря на идентичность названий, «стандартная» выездная налоговая проверка и выездная налоговая проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица – это разные мероприятия. При проведении «обычной» ВНП, на момент ее официального начала, инспектора уже знают о нарушениях налогоплательщика, т.к. информация собрана в результате предпроверочного анализа.

При проведении ВНП, связанного с ликвидацией юридического лица, предпроверочный анализ не проводится и готовой информации о нарушениях у них нет.

Пройти такую проверку с формальными начислениями кратно легче, чем полноценную ВНП. Если юридическое лицо относится к группе риска, то, конечно, заявление о ликвидации, зарегистрированное в установленном порядке, будет красной тряпкой, на которую бросятся инспектора. Станут ли они растягивать сроки проверки, будут ли компенсировать нехватку и недостаток информации – в любом случае, рисковать здесь не стоит.

Перед ликвидацией, ее нужно плавно вывести их этой самой группы.

Делается это следующим образом – договора постепенно переводятся на другие юридические лица, обороты начинают падать вплоть до нуля. Расчеты постепенно прекращаются, в организацию заводится технический директор, желательно с юридическим образованием (не номинал!) – то есть с целью управления, а именно ликвидации. В какой-то промежуток, в течение этих мероприятий, организация, возможно, меняет регион постановки на налоговый учет.

После этого, в зависимости от портфолио фирмы, отношений с налоговиками, она либо сразу заводится в процедуру добровольной ликвидации, либо какое-то время сдает нулевую отчетность, вплоть до трехлетнего периода. Главное – плавность, отсутствие резких движений, постепенность и последовательность.

Это самый дорогой, однако самый эффективный (и единственный легитимный) способ ликвидации юридического лица без долгов. Если у организации имеется кредиторская задолженность, то остается только банкротство – единственный легитимный способ ликвидации фирмы с долгами.

Срок проведения процедуры банкротства составляет от 9-10 месяцев и дольше. Налоговики любят банкротить по собственной инициативе, но не любят проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации. Поэтому данный способ позволяет ликвидировать юридическое лицо практически всегда без ВНП.

Сложность в другом. Если задолженность организации не бумажная, а реальная, то провести банкротство без последствий для контролирующих предприятие лиц, скорее всего, не удастся.

Еще пять лет назад ликвидация через банкротство отлично работала.

Три года назад она просто работала. Год назад процедура «почти работала». Сегодня шанс закрыть свою фирму, имеющую в пуле не бумажную, а реальную кредиторскую задолженность, размер которой начинается от семи нулей и выше, со списанием всех долгов, без привлечения к ответственности контролирующих лиц, равен примерно 40/60.

Где 60% — негативный исход в виде привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Если в портфеле кредиторской задолженности имеются «агрессивные кредиторы» — банки, уполномоченные органы, то шанс падет примерно 20/80, где 80 % — негативный исход.

Любая процедура банкротства, даже та, которая проводится «лояльным» арбитражным управляющим, карманы которого туго набиты деньгами собственников ликвидируемого юридического лица, подразумевает конфликт трех групп интересов – должника, кредиторов и арбитражного управляющего.

Первый заинтересован в списании всех обязательств, вторые во взыскании, в том числе за счет личного имущества контролирующих должника лиц, третий в том, чтобы получить свое вознаграждение и избежать привлечения к ответственности. Сделки банкрота, совершенные им в трехлетний период, предшествующий дате подаче соответствующего заявления, могут быть оспорены с возвратом выведенного имущества в конкурсную массу.

В любой процедуре долги не могут быть списаны «в никуда» — кто-то все равно должен будет оплатить банкет. Либо это должник, либо кредиторы, либо арбитражный управляющий. Да, конечно, институт только развивается, сплошь и рядом еще проскакивают процедуры вообще без подачи заявления на привлечение к субсидиарной ответственности арбитражным управляющим, но происходит это лишь потому, что кредиторы должника не знают своих прав в деле о банкротстве и (или) не умеют ими пользоваться.

Использовать процедуру банкротства по собственной инициативе можно в двух случаях — либо если обязанность подать заявление на банкротство уже наступила (ст.

9 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), либо тщательно подготовив организацию. Отдать свое предприятие — свою подноготную, незнакомым людям в надежде, что они пойдут на халатное исполнение действующего законодательства для того, чтобы списать чужие долги, по меньшей мере, наивно.

А тем людям, которые видят в банкротстве «дули» и «фиги», показываемые кредиторам, так и другим, кто рисует для них «дули» и «фиги» можно посочувствовать — ведь жизнь, как бумеранг и «грузя» очередного «лоха» возможностью показать всем дулю за несколько десятков или сотен тысяч рублей есть шанс в недалеком будущем увидеть свою фамилию в исполнительном листе с требованием погасить убытки, причиненные кредитору в деле о банкротстве. Альтернативная ликвидация — это комплекс действий с юридическим лицом, направленных в конечном итоге на его исключение из ЕГРЮЛ «обходными путями» и снятию ответственности с уполномоченных лиц. Альтернативная ликвидация позиционируется авторами многочисленных предложений «Жать!» «Звонить!» «Заказывать!» (дословно взято из текстовок рекламных объявлений «Яндекс-Директа» по запросу «ликвидация фирмы») как «наиболее надежный способ ликвидации юридического лица без налоговой проверки».

Создатели рекламных материалов «юридических» сайтов предлагают через улыбающихся выбеленными зубами англосаксонских физиономий «закрыть свою фирму через продажу» или «закрыть свою фирму через реорганизацию». Учитывая массовость предложений, необходимо сказать два слова об указанных «юридических» способах «ликвидации». Примерно до июня 2016 года в стране широко практиковались реорганизации юридических лиц присоединением «в группе» (ст.

57 ГК РФ), т.е. процедуры, в результате которых к одной организации-правопреемнику присоединялось 3-5-7-10 и более компаний, таким образом прекращая свою деятельность. И, надо сказать, в 8 случаев из 10 им это удавалось, даже несмотря на след в виде правопреемника, о котором все старались больше не вспоминать.

Главное, что компании исключались без ВНП. Конечно, кое-какие реорганизации блокировались и отменялись заинтересованными лицами, но, в целом, процесс проходил удачно. 2016 год внес существенные коррективы, вступлением в силу Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

и изданием приказа ФНС от 11 февраля 2016 г.

N ММВ-7-14/72@ «о проверке юридических лиц».

После того, как приказ был озвучен и разжеван на всевозможных совещаниях, начался «крестовый поход» против всех организаций, которые налоговики посчитали «однодневками». В ЕГРЮЛ появились графы о недостоверности сведений, налоговые органы получили право приостанавливать любое регистрационное действие до 30 дней для получения пояснений. Учитывая, что правопреемниками в 95% реорганизаций были именно однодневки, использование которых обеспечивало дешевизну процедур, процесс встал.

И ЕГРЮЛ пополнился десятками тысяч организаций со статусом “находится в стадии реорганизации». Из «альтернативной ликвидации» сегодня еще можно переписать компанию на физических лиц, в том числе нерезидентов РФ. Можно переоформить свое юридическое лицо на управляющую компанию и офшор.

Что это даст? Снимет ответственность за дальнейшую сдачу отчетности.

При закрытом расчетном счете, возможно, регистрирующий орган через 12-14 месяцев ликвидирует юридическое лицо, как недействующее. А, возможно, уже в ближайшее время внесет в ЕГРЮЛ сведения о том, что реквизиты данного юридического лица, отраженные в ЕГРЮЛ недостоверны. Стоит ли «пачкать» свой бизнес?

Стоит добавить, что с выездной налоговой проверкой данный способ никак не связан — захотят проверить, проверят и с новым «директором» и «участником». А, в случае обнаружения существенных нарушений — привлекут действительно ответственных за них лиц.

Грамотная и своевременная ликвидация «лечит» юридическое лицо от возможных мероприятий налогового контроля. Полуграмотная или несвоевременная только покалечит.

Автор: юрист Фищук Александр Алексеевич Источник: : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Порядок проведения налоговой проверки при закрытии филиала компании в другом городе

Важное 05 октября 2016 г.

12:39 Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт Компания может принять решение о закрытии своего филиала, расположенного в другом городе.

Ликвидация филиала включает в себя, помимо кадровых процедур, подготовку определенного пакета документов, предусмотренных налоговым и гражданским законодательством.

Определение филиала дано в ГК РФ.

Филиал – это компании, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции (или их часть), в том числе функции представительства. Наличие филиала указывается в учредительных документах головной компании ( ГК РФ).

  1. территориальная обособленность;
  2. наличие оборудованных стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца.

При этом (в отличие от норм гражданского законодательства), признание обособленного подразделения компании таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Нормами налогового законодательства не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством компании (п.1.4 Письма ФНС РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622 и Минфина РФ от 28.03.2011 г. №03-02-08/32). Важно! В рамках самостоятельной выездной налоговой проверки филиала налоговыми органами проверяется правильность исчисления и своевременность уплаты только региональных и (или) местных налогов (абз.

2 НК РФ). Практически это означает, что , расположенная в субъекте нахождения филиала, не может в рамках самостоятельной выездной налоговой проверки проверить полноту и своевременность уплаты федеральных налогов (например, НДС). Однако филиал может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки головной компании ( НК РФ) и в этом случае будут проверяться и федеральные налоги.

Налоговым законодательством обязательность проведения выездной налоговой проверки предусмотрена только при ликвидации юридических лиц ( НК РФ, п.3.2 письма ФНС РФ от 25.07.2013 г.

№АС-4-2/13622). А поэтому не всегда закрытие филиала компании сопровождается проведением выездной налоговой проверки. Отбор филиалов на выездную проверку осуществляется с учетом критериев, приведенных в Приложении №1 к приказу ФНС РФ от 30.05.2007 г.

№ ММ-3-06/333. При ликвидации филиала компании налогоплательщику вручается так называемый лист согласования («бегунок») с указанием отделов налоговой инспекции, в которых необходимо проставить соответствующую отметку. Если по результатам такого «бегунка» у налогоплательщика отсутствует задолженность по налогам (основание — составленный акт сверки в отделе работы с налогоплательщиками), сдана налоговая отчетность (отдел ввода информации, отдел камеральных проверок), то в этих случаях можно избежать проведения выездной налоговой проверки. Согласно положениям НК РФ проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения компании.

  1. проведение выездной проверки в отношении крупнейшего налогоплательщика (абз.2 НК РФ);
  2. проведение самостоятельной выездной проверки филиала компании (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 03.02.2016 г. №А81-4093/2015).

Важно! Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала проводится на основании решения налогового органа по месту его нахождения.

  1. налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала более двух выездных проверок в течение одного календарного года (абз.4 НК РФ);
  2. налоговый орган, проводящий самостоятельную проверку филиалов не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (абз.3 НК РФ);
  3. при проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов срок такой проверки не может превышать один месяц (абз.5 НК РФ).

Выездная налоговая проверка филиала территориальной инспекцией проводится с учетом рекомендаций, приведенных в Письме ФНС РФ и Минфина РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622. Налоговая проверка филиала может проводиться на территории налоговой инспекции либо на территории налогоплательщика (по месту нахождения филиала).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+